10 ноября — 14 января 2023
Что мне делать, чтобы земля оставалась на месте
Выставка художественной группы «Нежные бабы»
художественная группа
Нежные бабы
Евгения Лаптева и Александра Артамонова — художницы из Калининграда. Работают в жанре перформанса и видео-арта. Основные темы их творчества — исследование проблемы идентичности через специфику женского опыта, а также взаимодействие с ландшафтом и исторической памятью.
В основе проекта «Что мне делать, чтобы земля оставалась на месте» интерес к личному опыту тех женщин, жизнь которых была связана с работой под землей в Пермском крае — одной из тяжёлых и непроявленных практик женского труда. В ходе визуального исследования предполагалось «вывести на свет» те личные истории, которые остались невыявленными и непроговоренными, понять, как они могут проявляться в ландшафте, и найти ту точку, где прерывистое воспоминание встречается с настоящим. Опираясь на реальные события и факты, художественная группа «Нежные бабы» не реконструировала ситуации прошлого, а создала образы тех ощущений, которые в сознании художниц вызвали рассказы о потерях и утратах, исчезновениях людей и мест, где они жили.
В серию видеообразов, представленных на выставке в Центре городской культуры, вошли перформативные работы и медитативные наблюдения за пейзажем.
Перформанс тут — попытка ответить на вопрос, ставший названием проекта: что мне делать, чтобы земля оставалась на месте? Как мне справиться с собой в тот момент, когда из-под ног внезапно уходит опора и причины этому разные — от утраты близкого человека или получения увечья до геологического сдвига земной коры.
Героини перформанса не находят ответа, а занимаются изматывающей, доведенной до абсурдности рутиной: расчесывают волосы, прикладывают к больным местам на теле медные монеты, всматриваются в окно дома и дышат на стекло. И даже попытка проколоть себе ухо, чтобы вдеть в мочку чужую старую сережку — примерить на себя чужую память, — не заканчивается украшательством, а виснет каплей крови. Пейзаж между тем стремится к бесформенности: кадр заполнен то дымом, то туманом, то пылью, то дождем, превращающимся в снег. Но вдруг из этой бесформенности проступает что-то конкретное: черные легкие деревьев, частокол и гребенка леса, камнепад, сталкивающиеся друг с другом стеклянные пластины льда на реке — пейзаж куда-то движется, земля не стоит на месте.

Той точкой, где встречаются эти образы, становятся отражающие видимости поверхности. Например, зеркало с изъеденной амальгамой, плачущее от тепла дыхания окно старого дома, застывшая тонким матовым льдом река, но она тоже с изъяном: вместо амальгамы — пятно полыньи с черной и густой водой. Эти поверхности способны не только отразить в себе смотрящего и то, что близко, но и приоткрыть скрытое. Архитектура выставки одновременно и скрывает, и раскрывает эти истории: видео помещены в глубокие черные короба, геометрия которых отсылает и к шахтам, и к рукавам, через которые сыплют камни. Для того, чтобы увидеть работы, нужно заглянуть внутрь конструкции, наклонить голову практически к самой земле.
Открытие выставки. Фото — Елена Бахур.
Погрузиться в мир проекта «Что мне делать, чтобы земля оставалась на месте» можно с помощью саундтрэка Аси Фиддлер, независимой музыкантки и мультидисциплинарной художницы. Это запись звукового перформанса, созданного на основе полевых исследований и саунд-скейпов, собранных в Пермском крае участницами группы «Нежные бабы»
Знаю, что прокол оставляет рану (4.19)
Полынья — незаживающий шрам на реке (7.21)
А нагретая собственным телом медь избавляет от боли (4.38)
Но что мне делать, чтобы земля оставалась на месте?
Кто-то трепетный подает сигнал об опасности (9.18)
Человек прорастает из тумана (6.50)
Пейзаж растекается под слюдяным солнцем (1.50)
Обломки после любого обвала надо убрать, чтобы начать сначала (4.49)
Есть убедительные признаки жизни, простые действия (3.12)
Лопата, воткнута в снег, там где он должен кончаться (9.41)
Руки подсчитывают осколки (0.52)
Стены и потолок в доме выбелены в последнее воскресенье августа (2.35)
Обломки после любого обвала надо убрать, чтобы начать сначала (4.49)
Это всё сойдёт, разлетится вместе с гарью (1.39)
Но пока сапог теснит поле (5.34)
Льдины стремятся друг к другу (2.30)
Птицы клюют лёгкие (15)
А Обломки после любого обвала надо убрать, чтобы начать сначала (4.49)

Заснеженные поля и залысины леса, забытые места в сердце (6)

Что мне делать, чтобы земля оставалась на месте?
Партнеры проекта: Центр городской культуры (Пермь), фонд V-A-C (Москва), резиденция «Сфера» (Пермь), проект «Бумажное прошлое» (Пермь)

Команда проекта: художественная группа «Нежные бабы» (Александра Артамонова, Евгения Лаптева), Евгений Иванов

Архитектор: Никита Гойнов

Дизайн:
Трофим Попов

Ассистент: Александр Гуляев

Техническая команда: Богдан Блаженов, Андрей Аликин, Александр Андреев, Антон Пачин, Денис Филиппов
Благодарности: Ефим Артёмов, Вика Бондарева, Женя Брандт, Катя Браунс, Лиза Вербицкая, Татьяна Власова, Анна Галеева, Никита Гилёв, Надежда Демидова, Катя Дегтерева, Дарья Кошкарова, Людмила Кузнецова, Яна Лопатина, Света Лучникова, Мария Мирошина, Ада Морозова, Дмитрий Москвин, Ольга Небати, Катя Никитина, Эдуард Овчинников, Настя Паршакова, Валентина Патракова, Лариса Пермякова, Мария Ромашова, дядя Сева, Петя Стабровский, Митя Соловьёв, Любовь Старцева, Ася Фиддлер, Ксения Фролова, Светлана Чекулина, Таня Черепанова, Наталия Черепанова, Евгения Шабурова, Сергей Шевырин, Любовь Шмыкова
Made on
Tilda