8 июня — 16 июля 2023
Исчезновения
Выставка по итогам резиденции «Сфера»
На протяжении трёх месяцев резиденты «Сферы» исследовали Пермь и создавали свои художественные проекты. В процессе размышлений над выставкой куратор и художники пришли к общему ощущению темы подвешенности и неопределённости, ожидания и исчезновения. Каждая работа так или иначе касается темы исчезновения и реакции художника на этот процесс.
Резиденция "Сфера" — художественная резиденция галереи MaxArt в Перми для молодых художников и профессионалов в области современного искусства из всех регионов России. Программа резиденции способствует развитию мобильности в искусстве и даёт возможность проживать и работать в специально оборудованных мастерских на протяжении трёх месяцев, реализовать свой проект и установить новые контакты с профессионалами местного арт-сообщества. Фокус резиденции обращён на проекты визуального искусства, включающие сайт-специфичные исследования и ориентированные на работу с природным, мифологическим и социальным контекстом Перми.
Над выставкой работали
Куратор — Света Лучникова
Организатор на площадке — Татьяна Синицына
При поддержке команды галереи MaxArt

Фото — Юлия Ланар

Первая художественная резиденция фонда MaxArt
в Перми открылась при поддержке Юрия Фотеева — бизнесмена, генерального директора компании Медисорб
На выставке представлены работы художников:
Фасад
Я живу в Перми и уже несколько лет наблюдаю, как город меняется к своему юбилею. На фоне этого праздника теряется значение остальных событий, которые происходят в городе.

В этом проекте я фокусировалась на городских видах со зданиями в момент реставрации, намеренно размазывала их основания, чтобы показать, как город превращается в декорацию к празднику, а внутри остаётся прежним. Для меня важно было запечатлеть процесс изменений, подметить детали, которые затерялись во время подготовки к 300-летию.

Раньше я жила в микрорайоне Разгуляй со стороны центральных улиц и никогда не замечала, как живут люди в деревянных домах ближе к берегу реки Егошихи. При переезде в резиденцию мой взгляд на город изменился: видом из окна стало огромное зеркальное здание.

И этот фасад прячет за собой старый город, который постепенно исчезает. Словно зелёная сетка, которой закрывают дома во время реставрации, зеркальное здание делает незаметной жизнь в деревянных домах на Разгуляе.
— Мария Кавко
Fossilis
Пространство резиденции стало своеобразным санаторием для моих идей и произведений. Здесь у меня возникла возможность медленного изучения окружающей среды и размышления.

В Пермском крае важную роль играла добыча калийной соли, известняка, меди и других полезных ископаемых. Наличие этих ресурсов в регионе — результат долгой и незаметной восприятию работы природы, которую мы можем представить только умозрительно. Залежи соли и сильвинита образовались благодаря высыханию Пермского моря, существовавшего 281 миллион лет назад. Эти ресурсы стали основой для производства минеральных удобрений в Березниках и добычи каменной соли на солеварнях Строгановых в Усолье. То, на что была потрачена вечность, расходуется невероятно быстро.

Моё художественное высказывание сформировалось вокруг идеи передышки и отдыха, которые необходимы и природе, и человеку. Я работала с формами окаменелостей, отсылающих к далёкому «морскому» прошлому Перми — среде, из которой всё исходит, застывшей в вечности, не подвергающейся изменениям. Окаменелости (лат. fossilis, буквально «то, что выкопано») образуются при замещении твёрдых частей тела организмов минеральным веществом. Раковины, зубы, кости, отпечатки структур растительных организмов остаются видимыми спустя миллионы лет благодаря процессу минерализации. Твёрдые части организмов становятся ещё твёрже, а мягкие разлагаются.

Центральные мотивы работ, которые получились в итоге — воображаемые формы окаменелостей морских животных или растений. Можем ли мы помыслить состояние окаменелости как паузу и отказ от активного действия?
— Галя Фадеева
Инструкция
В проекте собраны истории людей, которые столкнулись с изменением своего имени на работе, в школе, институте, на заводе или рынке. Пытаясь адаптироваться в обществе, люди соглашаются принять имя или образ человека, который понятен и удобен остальным.

Работа состоит из 18 бумажных инструкций, в которых соединены настоящие и рабочие имена людей.
— Зульфия Илькаева
Стены
Художники давно вышли за рамки привычных для зрителя материалов — холста, бумаги, ткани — всех тех поверхностей, которые мы часто видим в традиционной галерее. Они стали использовать стены домов, подъездов, гаражей для своего творчества. Это решение освобождает от необходимости взаимодействия с институциями, на улице их работы становятся доступны каждому.

Для меня в этом проекте было важно перенести уличные стены на холст и включить их в выставочное пространство. Я фокусируюсь на фактуре — кирпичах, штукатурке, трещинах, старой краске, надписях и объявлениях, добавляю рисунки и тексты разных авторов, которые несут в себе послание. Это помогает зрителю заметить небольшие и важные детали, которые теряются в повседневном опыте.
— Анна Дятловская
Провалы памяти
Как нащупать пустоту? Пустота становится материальной, когда она огибает воздух вокруг объекта. В графических редакторах существует нулевой слой — прозрачный, не несущий информацию. Его можно распознать только тогда, когда под ним появляется характерный паттерн. Точно так же и с памятью — очертания конкретных воспоминаний можно воспроизвести только с помощью образов, предметов или людей, с которыми они соприкасались.

В этой работе я рассматриваю размытие границ между реальным и виртуальным миром. Меня беспокоит, что мы всё чаще отдаём преимущество цифровой среде и утрачиваем оригинальные объекты памяти.

В микрорайоне Разгуляй, где находится резиденция, заметен контраст исторической деревянной застройки с огромным офисным зданием из стекла, которое закрывает пейзаж с деревянными домами от центральных улиц города. Эти дома украшены оригинальными архитектурными элементами — резными наличниками с орнаментами, которые хотелось бы сохранить.

Мой проект фиксирует эти размышления о важности и возможности сохранения исторической деревянной архитектуры.
— Анна Червонна
Традиция исчезновений
Инсталляция изображает процесс преобразования традиций в новую унифицированную форму. Праздники и обычаи помогали народам себя идентифицировать, сегодня же они теряют свою необходимость и значение.

В своей работе я размышляю о том, что будет определять человека как часть какой-либо нации в будущем.

Инсталляция имеет образ татарского украшения — муенса, который надевали девушки на праздник Җыен (Зиен). Җыен — традиционный праздник бардымских (пермских) татар с гуляниями, играми, лошадиными скачками и борьбой.
— Зульфия Илькаева
Ещё один важный итог этих трёх месяцев в резиденции — это совместный досуг, история, которая сложилась за время жизни художников вместе. Её на выставке представят открытки и зин, которые собраны из дневниковых наблюдений художников за время резиденции.
Параллельная программа
19 июня 19:00
19 июня 19:00
Artist talk с Анной Червонной
Анна Червонна расскажет о мультидисциплинарном подходе на примере своей художественной практики. О том, как заниматься всем и не потерять себя. Также Анна проведёт небольшую медиацию по выставке по итогам резиденции.
20 июня 18:30
20 июня 18:30
Экскурсия по мастерской с художницей Марией Кавко
Экскурсия будет проходить по адресу ул. Парковая, 11 (Резиденция «Сфера»)
На экскурсии художница покажет пространство резиденции для тех, кто попадёт туда впервые, расскажет немного о себе и своём творчестве, покажет произведения, которые не попали на выставку по итогам резиденции.
21 июня 19:00
21 июня 19:00
Artist talk с Зульфией Илькаевой
Зульфия расскажет о том, как современное искусство работает с культурными травмами и историей места. Художница поделится своим опытом и расскажет о подходах других художников, работающих с темой памяти.
23 июня 19:00
23 июня 19:00
Воркшоп с художницей Анной Дятловской
На встрече художница Анна Дятловская расскажет о своём коллажном проекте в виде полароидных фотографий «88 моментов сегодня», своего рода дневник и впечатления о пребывании в арт-резиденции в Перми.
28 июня и 12 июля 19:00
28 июня и 12 июля 19:00
Кураторские экскурсии по выставке
Открытый разговор о работе резиденции «Сфера» галереи MaxArt в Перми, как создавалась выставка, какие важные моменты из жизни художников в резиденции и их работы над произведениями оказались не проявлены на выставке.

Экскурсии проведёт Светлана Лучникова — куратор выставки «Исчезновения», координатор резиденции «Сфера», соосновательница кураторской группы «Край».
Made on
Tilda