12 июня — 8 июля 2018
«УДЕЛ»
Большая персональная выставка пермского художника Ивана Лукиных,
инициатором которой выступил музей современного искусства PERMM
Над выставкой работали
Куратор — Петр Белый
Дизайнер — Ксения Белая

Проект Музея современного искусства PERMM
при поддержке Центра городской культуры

Отдельная благодарность Агишевой Надежде, Аллахвердиевой Наиле
Над выставкой работали
Куратор — Петр Белый
Дизайнер — Ксения Белая

Проект Музея современного искусства PERMM
при поддержке Центра городской культуры

Отдельная благодарность Агишевой Надежде, Аллахвердиевой Наиле
Ритм, в котором существует художник и который передается зрителю, это ритм окраины небольшого города, время, растянутое до бесконечности, почти аутическая отстраненность, покадровость впоследствии обретет монументальный живописный формат, усугубляясь до желания посекундного воспроизведения. Оптические опыты носят несколько параноидальный характер, одержимость поклеточным переносом трехмерного в двухмерное, полное равноправие деталей сопровождается странностью, что, собственно, и составляет основное качество работ. Еще сквозь ужас бытия можно углядеть нежность, с которой Лукиных относится к пейзажу — пусть неказистому, но привычному и родному. Свойства самородка, одна из основных русских черт, здесь представлена во всей полноте — зерна сюрреализма на отечественной почве прорастают по-своему, окрашиваясь в левитановские туманы, придавая метафизичность пейзажу с фурой магазина „Магнит" (для внимательных)
Пётр Белый, куратор проекта
В Перми Иван Лукиных известен как фотореалист. В первой половине девяностых он учился на преподавателя рисования, в 1997 году поступил в Уральский филиал Российской академии живописи, но уже через год ушёл оттуда. На протяжении последних десяти лет он принимает довольно активное участие в самых разных выставочных проектах (преимущественно коллективных, хотя за его плечами есть и несколько небольших персональных выставок). За это время его «визитными карточками» стали скрупулёзные реалистические полотна с изображением центральных улиц города.

Выставка «Удел», ставшая результатом знакомства Ивана Лукиных с петербургским художником и куратором Петром Белым, заново открывает его творчество для пермяков. Драматургия «Удела» такова, что становится понятно: творческая история Ивана Лукиных сложна, непрерывна и прочно связана с его личной историей, и никакая выставка, состоящая из отдельных «знаковых» полотен художника, до сих пор не отражала её во всей полноте.
Две выставки Ивана Лукиных с одинаковым названием «Удел», состоявшиеся в Петербурге и Перми, отчасти отражают творческий метод художника — повторение. Мы можем видеть эволюцию художника последних двадцати лет, двадцать лет пристального наблюдения за одним и тем же предметом — а именно пейзажем из окна. Одноформатные рисунки почти покадрово рассказывают о движении облаков над монотонно повторяющимся пейзажем. Кому-то хватило бы одного взгляда на такой вид, чтобы навсегда забыть о нём, художник Иван Лукиных пристально смотрит в окно годами. Глаз художника настроен таким образом, что обыденное становится главным героем истории, которую Лукиных с упорством рассказывает изо дня в день. Зимой и летом, осенью и весной, покрупнее, помельче, чуть вправо, чуть влево, с облаком, без облака, утром, вечером, с машиной, без машины — вид из окна.
Познание мира происходит при помощи специального самодельного картонного прибора, разбивающего видимость на клетки
Познание мира происходит при помощи специального самодельного картонного прибора, разбивающего видимость на клетки
Бытописательство Ивана Лукиных, в отличие, скажем, от малых голландцев, носит характер маргинальный. Однако определённый гуманизм, свойственный старым мастерам, сострадание к своим героям художник всё-таки испытывает. Тоска, разлитая с избытком в Пермском крае, как бы останавливается, замирает. Люди в спортивных костюмах, живущие в мире, где нет пощады, где орёт телевизор, продается на каждом углу шаверма и пиво, где пластиковая черепаха украшает улицу, по которой мимо фасадов из сайдинга, не глядя по сторонам, движутся пешеходы, мимо аптеки, мимо салона красоты, мимо ломбарда, прыгая через лужи, пространство безысходности, получает смысл, замыкаясь в гиперреалистической воспроизведенности, пародируя почти случайную фотографию. Моментальность, свойственная фотоснимку, натыкается на трудоёмкую манеру живописца, с тщательностью копииста этот снимок воспроизводящего.
Нельзя сказать, что Иван Лукиных один существует в этой тематике, есть у него условные учителя и товарищи по цеху, московский живописец старшего поколения Семен Файбисович, доведший в свое время окружающую его социалистическую действительность до крайней точки, или петербургский художник Керим Рагимов, с холодностью машины воспроизводящий медийный мусор, да и западные художники-предтечи — от Герхарда Рихтара до Франца Герча. У каждого из этих художников происходит в той или иной степени свой диалог с фотографией, у каждого есть свои особенности. Особенностью Лукиных является глубокая погруженность в ту среду, которую он воспроизводит — ясно, что художник не врёт. Трудно говорить о любви к такому месту, как Пермь, а надо, ведь художник живёт здесь и никуда уезжать не собирается.
Проба пера. 2006-2012
Морозный день. 2009
Повисшая птаха. 2017 (не закончена)
Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов. Часть III. 2011
Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов. Часть II. 2011
Перемещение в пространстве и времени вдоль ювелирных салонов. Часть I. 2011
Перемещение в пространстве и времени. 2012
Путешественница в красном 1. 2008
Нефертити с нарциссической коленкой. 2013
Возникновение растения. Часть 1. 2009
Угол ул. Сибирской и ул. Ленина. 2015
Будни в окрестностях Перми I. 2016
Будни в окрестностях Перми II. 2016
Крохалевка. 2010
Сибирская, 6. 2010
Пара студентов и тень речного вокзала. 2015
Иногда мне кажется, что я живу не в Перми, а в Дуйсбурге. 2010
В главном зале представлены работы художника последнего времени, где он выглядит уже окончательно сложившимся мастером фотографического жанра — цель достигнута, рубеж взят: вот она, Пермь, покадрово и предельно ясно, и так же предельно — ранних работ, испарилась, оставив довольно жёсткую и понятную суть. Было ли ученье во вред — покажет время, а пока что вывернутый реализм, подражание фотоаппарату, декларативность высказывания превращает работы в рассказ о непроходящей русской печали, передвижники отдыхают.
Один из залов выставки «Удел» посвящён женщине. Старательность маньяка, чёрные рамки вокруг своих жертв — опять же следствие использования оптического, желания максимальной точности. Зачем эта точность и почему она стала обсессией Ивана Лукиных — неизвестно. Жительницы Пермского края в одежде и без обретают качества действительно им свойственные, но почти непередаваемые. Такое ощущение, что художник решил нарисовать самый порнографичный портрет — и у него это получается. Русская провинция, невинная и развратная, предстаёт во всей своей правде именно в силу старательного, ученического воспроизведения.
Made on
Tilda