20 августа—11 октября 2020
Твердые сорта
Паста-выставка
Объекты, представленные на новой выставке в ЦГК, создал Сергей Пахомов – житель Краснокамска, который занимался рекламным бизнесом и не имел ничего общего с искусством до тех пор, пока его не попросили сделать рекламу для макаронной фабрики. Сергей ознакомился с образцами продукции, а потом, поняв, что просто так их фотографировать скучно, сделал из них автомобиль. Фабрика вскоре закрылась, а хобби осталось, и за автомобилем последовали все мыслимые виды техники, архитектурные объекты, люди, памятники и целые жизненные сцены. Сергей выпустил книгу в издательстве АСТ, ездил в арт-резиденцию в США, завёл знакомства в художественном мире – в общем, стал вполне состоявшимся автором.

Сергей Пахомов даже запатентовал свои разработки – у него есть самый настоящий патент, в котором указаны и описаны «скульптуры из макарон». На самом деле, достаточно немного погуглить, чтобы понять – само по себе изготовление скульптур из пасты не является таким уж ноу-хау. В мире достаточно подобных образцов – и некоторые из них выглядят куда более сложными и изощрёнными, чем то, что делает Сергей. И тем не менее, его патент – абсолютно заслуженный документ. Дело в том, что в действительности не важно, насколько сложна та или иная скульптура – она может быть составлена из десятков тысяч макаронин, но при этом содержательно и смыслово ничем не отличаться от того набившего оскомину ДПИ, которым занимаются скучающие обыватели. Сергей, несмотря на относительную простоту формы, сумел совершить качественный скачок от поделок к актуальному искусству именно потому, что «омакаронивание» мира стало для него новым языком и способом коммуникации, новой формой рефлексии по поводу происходящих в мире событий. Каждая новая скульптура Пахомова - актуальная реакция на нашу действительность, и именно поэтому в числе его скульптур – вирион Covid-19 и командир Росгвардии Золотов, голосование по поправкам в конституцию и свежие мемы – и многое-многое другое.

В этом языке прекрасно то, что он универсален и, в отличие от патента, не может принадлежать одному только художнику. Именно поэтому на нём смог заговорить Центр городской культуры: воспользовавшись «словарным запасом» Пахомова, мы сложили из него то сообщение, которое показалось нам важным здесь и сейчас. Мы захотели поговорить о городе, а точнее – об уходящем архитектурном наследии, которое сегодня находится под угрозой. Полноценным соавтором Пахомова стал наш давний друг, художник Пётр Стабровский, который спроектировал экспозицию и при помощи своего главного инструмента – света – оформил её в виде внятного и эффектного высказывания.

С точки зрения администрации, дома – это просто единицы жилого фонда, но мы знаем, что каждый дом – это в первую очередь история его самого, его жителей и всех горожан, для которых он что-то значит. С помощью внутренней подсветки мы создаём идеальные образы этих домов – наполненных жизнью и теплотой, а проекция их силуэтов на стену, которая невольно будет «зашумляться» и нарушаться движением зрителей – своего рода проекция нашего «зашумлённого» восприятия, которому постоянно что-то мешает увидеть тот или иной объект по-настоящему, оценить его во всей многогранности и прочувствовать его важность. Паста, кстати, оказалась материалом, который идеально взаимодействует со светом. Могли бы мы при этом использовать какой-нибудь другой материал, избавив себя от необходимости обосновывать такой неожиданный выбор? Возможно. Но для того, чтобы говорить об актуальных городских проблемах, мы должны использовать любой из доступных языков – даже самый неожиданный.
Над выставкой работали
Инициатор проекта — Надежда Агишева
Паста-скульптор — Сергей Пахомов
Дизайнер — Петр Стабровский
Автор текстов — Иван Козлов
В начале мая, в разгар борьбы с глобальным микробом, я получил сообщение от Надежды Агишевой с предложением поучаствовать в проекте по защите архитектурного наследия Перми. Прилагалась статья Ивана Козлова о домах, имеющих культурное, историческое да и просто эстетическое значение. В списке было более 20 адресов. Это здание дома 58 по ул. Пермская, показалось мне самым простым (показалось) и я попробовал вспомнить навыки архитектурного пастастроения. После масштабной модели Honolulu House, что я собрал в Detroit, было самое время применить опыт и знания.
Сергей Пахомов, художник
Ещё один старый, симпатичный домик. 25, шоссе Космонавтов, известный, как Дом Лаптева. Адрес немного не вяжется с этой архитектурой, но таковы реалии. Процесс усложнялся массой элементов, которые хотелось повторить. Ворота сделал открывающимися. На всякий случай.
Сергей Пахомов, художник
Следующий дом из проекта «Твёрдые Сорта» — единственное полностью деревянное строение — по ул. Автозаводская. Один из нескольких домов, прозванных в народе АБВГДЕЙКА, помеченных буквами, так как номер у всех один — 3.

Отличительная особенность — деревянная черепица на стенах, забытая технология, дощечки изготавливали из сосны, лиственницы, дуба. Именно эта фактурная поверхность привлекла внимание, и я нашел способ показать «чешуйчатость» с помощью пасты.
Сергей Пахомов, художник
Уральская, 110 — один из самых красивых домов из нашего списка. Построен в 1924, архитектор Hannes Meyer. Сегодня часть дома — общежития, часть дома — квартиры собственников. Состояние аварийное, требует срочного ремонта.

Сохранилось несколько снимков рабочего процесса пастастроительства.
Сергей Пахомов, художник
Башня на ул. им. Т. Барамзиной — ещё один образец исчезающей архитектуры Перми, представленный на выставке. На фотографии 1950-х виден шпиль и застекленные окна башни. Что случилось за эти годы и что заставило таскать кирпич и замуровывать окна, мне неизвестно. Может, планировали превратить цистерну для заправки паровозов в крепость?
Сергей Пахомов, художник
Пермь, ул. Окулова, 12. Это был 9-й адрес нашего проекта. Симпатичный домик в старой части города. Особенно понравился рельеф на фасаде, который я нашел способ повторить из некоторых сортов пасты.
Сергей Пахомов, художник
Ещё одна работа, представленная на выставке «Твёрдые сорта». Архитектор М. Футлик. Строение в народе называется «Пушкинская баня», т.к. находится на улице имени поэта.
Сергей Пахомов, художник
Поликлиника на Лебедева — наверное, самый значимый дом, представленный на выставке, так как является объектом культурного наследия. Бывшая поликлиника, возможно музей современного искусства в будущем, сегодня представляет собой печальное зрелище.
Сергей Пахомов, художник
Репортаж о выставке на канале «Рифей»
Made on
Tilda