26 января — 25 февраля 2024
Последнее, что помню и чего не забуду
Выставка по итогам лаборатории
с художественной группой «Нежные бабы»
Осенью 2023 года в Центре городской культуры прошла творческая лаборатория под кураторством художниц Александры Артамоновой и Евгении Лаптевой (арт-группа «Нежные бабы»).

Это была трёхдневная программа, посвящённая тем практикам видеоперформанса и видеоарта, которые позволяют делать видимыми забытые и ранее неизвестные истории. Принять участие в лаборатории могли и художники, и те, кто интересуется современным искусством и визуальными способами работы с памятью.

Что там происходило:
• говорили о том, как ландшафт, собственное тело и факт биографии становятся экспериментальным художественным полем;
• изобретали ритуалы вспоминания и (или) припоминания, которые помогут обнаружить те места и болевые точки, где сходятся частная и коллективная память;
• искали жест для каждой личной истории;
• попробовали создать собственные короткие видеоистории;
• смотрели и обсуждали авторское и документальное кино.
Встречи лаборатории. Фото — Евгений Иванов
Как показать то, о чём не расскажешь
На первый взгляд эта выставка — результат художественно-исследовательской лаборатории, которая проходила осенью 2023 года в Центре городской культуры. При детальном рассмотрении: не просто демонстрация того, что вышло, и подведение итога, а пространство, в котором вместе с авторами работ зритель может прожить их эмоции и опыт.

Группа «Нежные бабы» предложила всем желающим — художникам, активным горожанам, людям, интересующимся семейной историей — обратиться к жанру видеоперформанса, попытаться найти и зафиксировать тот жест, который поможет рассказать волнующую их историю. В подходе, который предлагают «Нежные бабы», процесс придумывания и создания работы оказывается ценнее результата. Взаимодействие же участниц друг с другом и своими родственниками, чувственный опыт индивидуального переживания и попытка найти язык для разговора о нем — важнее той оценки, которую могут дать работам эксперты. В течение трех месяцев очных и заочных занятий мы искали ответы на вопросы о том, как через телесный и эмоциональный опыт можно прожить историю своей семьи, как художественная практика становится одним из способов работы с прошлым и помогает создавать образы настоящего.

Итогом лаборатории стали девять видеоработ. Фраза, объединяющая их и ставшая названием выставки «Последнее, что помню и чего не забуду» — принадлежит Любови Старцевой, одной из участниц. Можно ли полагаться на собственную память или память близких, и какую проверку временем она проходит? Каждое ли воспоминание поддается визуализации или что-то все же лучше передать словами? Истории Любови — личные, но в то же время универсальные — словно повисают между работами участниц, позволяют сделать паузу, соотнести услышанное и прочитанное с собой. Другой не менее важный элемент экспозиции — вещи авторов работ. Это фотографии из семейного альбома, украшения бабушек, черновики и эскизы, записки, предметы, сделанные близкими людьми (например, оконная рама деда), и памятные подарки — то, что вне контекста выставки кто-то назовет «священным мусором», тут приобретает статус артефакта, необходимого контрапункта и точки переживания.
Над выставкой работали
Авторы работ: Катя Браунс, Катя Дегтерева, Людмила Кузнецова, Вика Купер, Яна Лопатина, Настя Паршакова, Валентина Патракова, Любовь Старцева, Ника Фандорина, Таня Черепанова

Кураторы лаборатории: художественная группа «Нежные бабы» (Александра Артамонова, Евгения Лаптева)

Координаторы лаборатории: Татьяна Синицына, Александра Тихонова

Техническая команда: Андрей Аликин, Александр Бобров

Партнеры: Центр городской культуры (Пермь), фонд V-A-C (Москва), резиденция «Сфера"(Пермь), проект «Бумажное прошлое» (Пермь)
Открытие выставки. Фото — Елена Бахур
В пространстве выставки «Последнее, что помню и чего не забуду» в физическом и метафорическом смысле деконструировано пространство дома, которого больше нет.

Тут зритель увидит обуглившуюся сгоревшую стену, старую оконную раму, пыльный истертый ковер и вместилища памяти — чёрные короба на стенах, как «чёрные ящики». Вглядываясь и вслушиваясь в те работы, которые в них помещены, зритель может расшифровать послание, оставленное автором: хронику личной катастрофы или катастрофы близкого человека, сбившееся послание о том, как одна семья или одна частная жизнь потерпела бедствие, кому удалось выжить, а кому не очень, кто и с какими потерями из этого вышел.
ПРОЖИВАЯ НАСКВОЗЬ (2024)
Ника Фандорина
«Проживая насквозь» — короткая и камерная драма о человеке, который ищет (и хочется верить, что находит) путь к себе.

Работа Ники Фандориной на выставке «Последнее, что помню и чего не забуду» состоит из двух частей. В первой части художница обращается к той универсальной ситуации, когда человеку приходится за всю жизнь открывать тысячи дверей: все они разные, прозрачные или глухие, с табличками «от себя» или «к себе», одни работают на вход, другие — на выход. Но за каждой из них порог.

В какой-то момент из беспристрастного наблюдателя Ника сама превращается в действующее лицо — перешагивает через порог, захлопывает за собой дверь и словно переходит во вторую часть фильма — спускается в темный тесный подвал, там останавливается, садится и жгет спички, словно пытаясь прожечь эту темноту насковзь. И крохотный живой огонь в ее руке становится не средством для того чтобы согреться, а оружием, которое помогает побеждать собственные страхи.
Из грустных, сложных, поломанных и странных судеб получаются интересные истории.
Свою я не буду рассказывать полностью, скажу только о том, что вспомнилось недавно: в седьмом классе мне подарили медаль-ёлочку, на которой было написано — «Нике. За то, что ты сильная». Дальше судьба лишь подтверждала эту награду. Я знаю свой предел, знаю, что теперь могу выдержать почти всё, но мне всё равно бывает страшно. В эссе «Близость как травма» автор рассуждает о невозможности сближения людей без травматизации, о том, что любой опыт — суть травма. «Если бы мы не падали и не травмировались о внешнюю среду, мы бы не научились ходить». Неизбежность боли — часть правил игры в жизнь и отношения.

Когда мне нужно было придумать на лаборатории свой жест, я подумала о бесконечных открываниях и закрываниях дверей, за новым выходом всегда появляется новая дверь.

Парадокс этого повторяющегося жеста в его безвыходности. Сейчас это моё. Я снова переживаю развод, переживаю становление в новой профессии, переживаю нетипичное материнство и внутреннюю потребность действовать, которая приводит лишь к хождению от двери к двери. Благодаря этой лаборатории, мне хватило сил заставить несколько человек совершить со мной акт-выхода. Выхода на улицу почти в открытый космос, в холод и хаос действительности, в заснеженную Пермь. Сделать этот жест под запись под взгляды незнакомцев.
Ника Фандорина
ДЕРЕВЯННЫЕ ГЛАЗА (2023-2024)
Людмила Кузнецова
Одна из самых трогательных работ в прямом и переносном смысле. Вообще, в экспозиции «Последнее, что помню и чего не забуду» много фильмов, сюжеты которых связаны с прикосновением.

«Деревянные глаза» – один из них. Тут практически нет закадрового текста, да и сама история – горькая и печальная – не озвучена, потому что время для слов в этом случае ещё не пришло, а когда придет – неизвестно. Вместо речи остался только жест, завораживающий в своем бесконечном повторении. Автор работы трогает, поглаживает, ощупывает (будто проверяет, всё ли на месте) то, что на первый взгляд кажется просто грудой старых досок и брёвен, а на второй и третий собирается в огромную фигуру деревянного коня – одинокого, грустного, оставленного на заднем дворе студенческого кампуса, но не забытого.
ОКНА ДЕДА ВАСИЛИЯ (2023-2024)
Валентина Патракова
Работа Вали Патраковой «Окна деда Василия» — прощание с домом, в котором росла художница. Этот дом построил её дед Василий, а ещё — сделал в нем деревянные окна. Больше она о нём ничего не знает. В своём коротком фильме Валя снимает одно из окон: вот оно во дворе, вот сторожит вход в сарай, вот прислонено к кирпичной стене, на котором все окна заложены. «Говорят, что заложенное окно — плохая примета. А разве окно без дома — хорошая примета?» — с горькой усмешкой спрашивает художница.

Именно этому старому окну она пытается найти место, новый дом. Бережет его, как последнюю важную вещь, связывающую её и с дедом, и с детством, и семейным жильём, которое вот-вот будет продано. Прощание неизбежно, но само окно нашло временное пристанище — стало частью экспозиции «Последнее, что помню и чего не забуду». В нём отражаются и другие работы, и зрители. Отразитесь и вы.
СЛЕДЫ (2023-2024)
Настя Паршакова
Не во всех работах выставки «Последнее, что помню и чего не забуду» жест принадлежит человеку. Иногда автором действия становится ландшафт — природный или городской.

Именно это и происходит в четырёхчастном фильме «Следы» Насти Паршаковой. Эта работа будто застыла в межжанровом состоянии: между между фотографией и кино, между движением и статикой.

Наследуя опыт одних из лучших авторов медленного, бессюжетного, замершего кино (например, Бурака Чевика или Джеймса Беннинга — последний называл свои работы инсталляциями для кинотеатров), Настя создаёт свою историю, в которой есть всего понемногу. Тут нашлось место и детской травме (развод родителей), и реконструкции семейного суеверия (нельзя оборачиваться на могилы, когда идешь с кладбища), и просто тёплому воспоминанию (белка прыгала с ветки на ветку и обрушила лавину пушистого снега), и бабушкиному запрету («будешь курить — любить перестану»).

Но в «Следах» вся событийность — описание истории и эмоции — вынесено из кадра и помещено в титры. То, что происходит в кадре, не иллюстрирует то, о чём говорит художница. А само повествование — на первый взгляд скупое, но всё равно говорящее о личном и болезненном, восстанавливающее это болезненное и скупое по крупицам — редуцирует визуальная минималистичность.

Как уже было сказано, действие остается за ландшафтом и его предметами. Бесконечно работают дворники автомобиля: размазывают по стеклу ледяной дождь, дают пассажиру и водителю увидеть то, что скрыто за природными помехами. Бесконечно сыпется снег. Бесконечно дымят трубы — гигантские сигареты города. Но любовь, вопреки строгому обещанию, не перестаёт.
У меня вся мужская половина семьи в какой-то момент курила. Бабушке очень не нравилось, что дедушка постоянно ходит на балкон, откуда ещё и несет куревом. И вот однажды она мне сказала — «Если будешь курить — любить перестану». Вряд ли она перестанет из-за этого меня любить, но мне 26 и я ни разу даже не пробовала курить сигареты.
Анастасия Паршакова
Когда я была маленькой, существовали такие родительские дни, это дни посещения кладбищ. На кладбища мы ходили всей семьёй, это был праздник, к которому готовились, праздник встречи, праздник воспоминаний. Специально покупались вкусности, пеклись пироги, мы красиво одевались и, идя на кладбище, всегда думали, кого же мы сейчас встретим. Встречали родственников со стороны мамы и папы, обязательно делали совместные фотографии. У нас в семье очень много фотографий на кладбищенских могилах, это почему-то никого не смущало. Сейчас эта история практически ушла в прошлое, на кладбище ходить только наше поколение, это мои сёстры, братья, даже их дети уже на кладбище не ходят. Я думаю, что как только мы состаримся, традиция посещений кладбищ уйдёт в прошлое. На наши могилы уже никто не придёт.
Любовь Старцева
НЕ БУДЬ (2023)
Катя Браунс
В работе «Не будь» Катя Браунс безжалостно препарирует собственную фотографию — с хирургической отстраненностью и точностью (рука не дрожит, несмотря на то в качестве звукового сопровождения здесь выступает истошный плач ребенка) разбирается со своими детскими обидами.
Будь тише, не кричи, не ной, не позорь меня, терпи, нет слова «не хочу», есть слово «надо», я тоже много чего хочу, но я ж молчу.

Я хочу рассказать, как себя чувствуют дети, которым взрослые не дают быть собой и из которых хотят слепить что-то своё. Вот моя детская фотография. Я хотела портить её: вырезать себя, стирать свое лицо, оставляя тем самым пустоту вместо изображения, вместо личности. Глядя на свой снимок из того времени, я могу отделить себя сегодняшнюю от себя той, увидеть в себе ребёнка словно со стороны, а не слипнуться с ним внутри себя.

Мне сперва было тяжело начать, я долго откладывала, мне не хотелось выносить эту тему на всеобщее обозрение, потому что не всегда приятно говорить, что в твоем детстве не было любви и принятия. И осознавать это тоже очень неприятно. В какой-то момент я поняла, что такими манипуляциями над фото я будто продолжаю наносить себе вред, ругаю себя и пытаюсь вылепить для внутренней себя прилежного человека. А ведь мне стоило бы быть к себе мягче, обнять этого ребенка, пожалеть и согреть.
Катя Браунс
Итог таков: бумажная фигурка освобождена, девочка выросла и стала художницей, а каждый зритель может посмотреть ее фильм (на фото — кадр из видео) и оставить письмо себе в детстве — написать несколько ободряющих предложений в общей тетради, которая находится в экспозиции.
Как дополнение к своей видеоработе Катя Браунс предложила посетителям выставки написать письмо своему внутреннему ребёнку. Здесь вы можете полистать блокнот с этими письмами.
«Привет, малышка. Мне так грустно и больно смотреть на то, что с тобой происходит здесь. Как жаль, что в те моменты рядом с тобой не было того, кто мог бы защитить тебя. Как жаль, что тогда у тебя ещё не было меня.

Знаю, что тебе всё ещё больно внутри. Я хочу помочь тебе справиться с этой болью. Хочу залечить твои раны, поверь, они правда заживают. Нужно только время, поддержка и любовь. И она у тебя сейчас есть в лице меня.

Хочу напомнить тебе, что ты уже справляешься. Ты такая маленькая, но такая сильная и смелая. Я тобой очень горжусь. Я тебя очень люблю. Я тебя крепко обнимаю».
СПАСИБО (2023-2024)
Таня Черепанова
Есть такая примета: чтобы вернуться в понравившееся место, нужно бросить монетку в водоем в этом месте.

В работе «Спасибо» героиня выцарапывает монеты из замёрзшей воды и бросает железную мелочь на лёд, чтобы вернуться не в конкретное место, а в собственное детство. Впрочем, в конкретное место тоже — малометражную квартиру с сервантом, советским ковром, привычным укладом жизни и дорогими людьми.

Таня Черепанова обводит пальцем замысловатый узор на ковре так, словно совершает одной ей известный ритуал, и выполнив его попадает туда, где ей снова десять, и бабушка заплетает ей косу, а мама дает советы. Это явь, похожая на сон, в котором все три поколения женщин одной семьи собираются вместе, играют свои социальные роли, следуют повседневным ритуалам — и пока делают это, дорога в детство открыта.
ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО Я ПОМНЮ (2024)
Любовь Старцева
Фраза, объединяющая работы художниц и ставшая названием выставки «Последнее, что помню и чего не забуду» — принадлежит Любови Старцевой, одной из участниц. Можно ли полагаться на собственную память или память близких, и какую проверку временем она проходит? Каждое ли воспоминание поддается визуализации или что-то все же лучше передать словами? Истории Любови — личные, но в то же время универсальные — словно повисают между работами участниц, позволяют сделать паузу, соотнести услышанное и прочитанное с собой.
Этот ковёр мне брат подарил на свадьбу в 90-е годы. Тогда они с женой продали дачный участок и почти на все деньги купили нам свадебный подарок. Ковёр был огромный, белый, такой красивый, что жалко было им пользоваться, но мы всё равно повесили его на стену. Через пару лет он перекочевал на пол, но из-за своего цвета так быстро и сильно пачкался, что мы свернули его и вообще убрали. Так он и стоял свёрнутый. Выбросить его, конечно, невозможно: во-первых, это свадебный подарок, а во-вторых, с ним связано столько семейных историй, что мы будем хранить его столько, сколько сможем. Мне пришлось долго искать этот ковёр перед выставкой, много лет его не видела. И как я удивилась, когда развернула и поняла, что онне белый. Хотя я всю жизнь думала и даже знала, что он белый... Какие сюрпризы приносит память.
На одной из детских фотографий у меня аккуратно заплетены косы, но так было не всегда. В школу мне брат заплетал косички. Старшие учились в первую смену, а мы с братом во вторую, поэтому ему приходилось меня причёсывать. Брат до сих пор это вспоминает и говорит, что хорошо умеет заплетать. Правда, в его семье только мальчики и, наверное, этот навык он уже утратил, но было такое, что он мне плёл косички.
Я не могу понять до конца свою родословную, я не до конца знаю себя и свои корни — в этом месте есть пробел. Я долго занималась поиском своих родственников, нашла тех, кто по линии папы, а вот с моей бабушкой по линии матери есть пробел: неизвестно, когда она родилась (церковные документы утеряны), но известно, где — в деревне Куртамыш. Неизвестно, кем были её родственники, но известно, что у неё было две матери: она воспитывалась в семье своего дяди, при этом тётя её была одновременно и её мамой. Много неизвестного. Из-за того, что документы утеряны, церковь той деревни давно разобрана, я часто чувствую себя человеком, который смотрит в глубокий колодец. Иногда я бросаю туда камень или монетку. Иногда я вижу своё отражение чётко, но чаще всего — только его половину, другая часть меня словно постоянно ускользает и исчезает, а я не могу её уловить.
Любовь Старцева
ТРАВМА ПАМЯТИ (2023)
Вика Купер
Работу «Травма памяти» на выставке «Последнее, что помню и чего не забуду» Вика Купер посвятила своей бабушке, которая работала в геофизике.

В кадре простой жест: рука сжимает камень так крепко и сильно, что на внутренней стороне ладони (там, где проходят линии жизни) остаются глубокие следы. Можно сказать, что это всего один камень из большой коллекции минералов, а можно подумать, что это один из тех камней обид и воспоминаний, которые есть у каждого человека. Кто-то избавляется от них, кто-то носит с собой всю жизнь, держит за пазухой или в кулаке и не знает, в какой момент хватка ослабнет, а спрятанная ноша выпадет и покатится по земле.
В университете моя бабушка училась на геологическом факультете, но закончить его не смогла, потому что ушла в декрет и родила моего отца. Папа подрос и она всё равно устроилась в геофизику: вместе с дедушкой они ездили в экспедиции, работали в полях.

К сожалению, в какой-то момент бабушку сократили. Сократили именно потому, что у неё не было законченного высшего образования. Поэтому после сокращения кем и где она только не работала: и в налогой, и нянечкой, и уборщицей. Но только с геофизикой у неё связаны самые теплые воспоминания.

Когда я была маленькая, мы часто ходили в гости к бабушкиному брату. Его работа тоже была связана с геологией, и у него дома была коллекция разных минералов, которые он привозил из разных экспедиций. Первое, что я делала в этих гостях, — шла к шкафчику с камнями, перебирала их, трогала, даже пробовала на вкус. А бабушка знала, как называется каждый камень, рассказывала мне все, что знала о каждом из них. Это одно из самых ярких воспоминаний моего детства. А одна из горьких обид взрослой жизни — это обида за бабушку, которую уволили и лишили самого любимого дела.
Вика Купер
МЕНЯ ВСЕГДА КРАСИВО ОДЕВАЛИ (2024)
Катя Дегтерева
Героиня перформанса Кати Дегтеревой «Меня всегда красиво одевали» примеряет на себя чужую одежду: старомодный, но добротный костюм (юбка в рубчик, пиджак с розами), выходное платье в вертикальную полоску, тяжёлые клипсы и жемчужные бусы, удобные, но нарядные кожаные туфли. Девушка трогает пуговицы (словно проверяет, крепко ли пришиты), ощупывает швы, поводит плечами, запахивает жакет, чтобы хотя бы в отражении зеркала он сел по фигуре.

Иногда, стоя перед экраном с этой работой, ты физически ощущаешь зуд по собственной коже — словно сам надел чьи-то вещи, а ткань (искусственное достижение легкой промышленности) не принимает чужое тело. Или, наоборот, тело противится наряду другой женщины.

Эта женщина — бабушка художницы. Её голос звучит за кадром: она рассказывает о детстве, о том, что её наряжали, а вот игрушек особенно не было. Мы не слышим вопросов, только ответы. И звучат они радостно, звонко, но в какой-то момент прерываются плачем. «Зачем ты меня об этом спрашиваешь? Не хочу я об этом говорить, перестань», — просит бабушка внучку. Внучка снимает и надевает бабушкину одежду, тело не принимает эти вещи, зеркало в кадре отразит беззащитную спину художницы — сама она её в этом бесконечном переодевании не видит. И зеркало, и отражение тут становится лучшим образом прошлого, до сих пор непонятного и полного умолчания.
Есть вещи, которые я не расскажу вам. Почему? Потому что так надо.
ПАКА (2024)
Яна Лопатина
В экспозиции «Последнее, что помню и чего не забуду» зритель встречается с разными жестами — отчаяния и принятия, вспоминания и отпускания. Или, например, жестом, который одновременно становится знаком встречи и прощания. Именно он находит необычные сближения с опытом других художниц.

Так, в своей работе «ПАКА» Яна Лопатина повторяет сценку из детства — прощание с родными на вокзале во время отъезда из Приднестровья. Только вместо солнечного дня в кадре — зимнее пермское утро, вместо провожающих близких — случайные редкие прохожие. А вместо девочки, которая много лет назад стояла в вагоне поезда и недоумённо смотрела, как в ответ на взмах рукой бабушки, оставшейся на перроне, мама вытирает слёзы, — взрослая женщина, без устали машущая сквозь метель кому-то, кто остается за кадром.
У многих есть событие, которое сильно изменило нас и нашу жизнь. У меня тоже. Это вооруженный конфликт в Приднестровье в 1992 году. Удивительно, но только в тридцать семь лет я поняла, что та война разрушила мою семью. Я помню, как мы с мамой и братом уезжали. Помню, как прощались с папой, бабушкой и дедом. Но я не помню страха — мне было пять, я не понимала, что происходит. Я не помню грусти — нас провожали весело, все улыбались, шутили, выпивали... Знал ли кто-нибудь, что будет дальше? Никто. Сейчас мне тридцать семь. Эта война всегда будет со мной. Повлияла ли она на то, кем я стала?
Яна Лопатина
А вот что говорит об этом жесте другая участница выставки:
Моя мама, а ей уже 93 года, живёт с моей сестрой. Когда начался коронавирус, сестра (она боялась, что маму заразят), просто перестала приглашать нас в гости. И у нас появилась такая традиция: когда мы проходили мимо маминого дома, то всегда звонили маме и просили её подойти к окну. Она подходила и махала нам рукой. И сейчас, куда бы я не шла, то всегда звоню и прошу: «Мама, помаши мне». И она машет. Она поднимается с кровати, подходит к окну и машет всем людям, которые проходят мимо. Окна её комнаты напротив здания, от окон которого всегда отражается солнце. И я вижу, как в мамино окно бьет свет, как отражаются деревья или ещё что-то, но среди этого я всегда стараюсь разглядеть слабое-слабое помахивание, трепетание руки моей мамы, которая тоже надеется на то, что я её вижу и машет мне, машет, машет....

Я однажды спросила, мол, ты вообще меня видишь? А она ответила: «Главное, чтобы ты меня видела».
Любовь Старцева
Made on
Tilda