Александр Агафонов переживает пространство города как пустоту не в смысле простора, а в смысле отсутствия, исчезновения чего-то существенного. Не случайно название выставки позаимствовано у одной из работ, тема которой пропавшие люди. Метод автора заключается в том, чтобы эту пустоту заполнить, навязав городу самого себя. Отталкиваясь от документальной стороны фотографии, он возвращает месту явление, образующее его невидимую сторону.
О художнике
Александр Агафонов родился в Перми. На протяжении последних лет совмещает работу врачом и преподавателем в медицинском ВУЗе с художественной деятельностью. Начав с фотографии, всё чаще обращается к смежным визуальным практикам — видеоарту, саунд-арту, инсталляции.
Начните игру
Понимайте "играть [что-то]" как играть
Это компьютеризированная игра, симулятор фэнтези
Скажите: "Как вы собираетесь это сделать?"
Прежнее местоположение: различные комнаты
Понимайте вопрос как исследование
"Как я сделаю радугу?"
Секретная дверь - это своего рода дверь
Понимайте "время" как ошибку
Скажите: "Ты окружен стеной из песка со всех сторон"
Скажите: "Никто не слушает"
Понимайте "бормотание" и "вздох" как ошибку
Понимайте "ВЫИГРЫШ" как ошибку
Понимайте "назад" и "вернуться" как ошибку
Скажите: "Если ты настаиваешь ... Пиф паф, ты мертв!"
Скажите: "В этом подземелье плавание запрещено"
Скажите: "Дыра становится глубже"
Скажите: "Дыра рушится, душит тебя"
Понимайте "рот" и "дыхание" как легкие
Секретная дверь может быть обнаружена или не обнаружена
Секретная дверь не обнаружена
Скажите: "Это никуда не исчезнет"
Сообщение: (- L__M (## Go, 2, 0); -)
Матрос на фоне. Везде моряк
Скажите: "Это не имеет смысла"
Проверьте, попросив кого-нибудь поздороваться
Сообщение: (- L__M (## Разное, 30, 0); -)
Вещь имеет текст, называемый поздним проявлением
Позднее проявление чего-то обычно такое: " "
Поймите команду "сказать" как нечто новое
Выполните высказывание
Теперь великая дверь открыта
Проверьте вставку чего-то во что-то
"Как мне закончить игру?"
"Вы должны отключить эхо"
Это полностью детерминировано (то есть неслучайно)
Под словом "кретин" понимайте себя
Скажите: "Вы, кажется, по колено в гуано"
Скажите "динь дон"
Выставку открывает работа «Квест» (2018-2019, геймифицированная инсталляция).
В ее основе лежат личные впечатления от игры как медиа, переосмысленные спустя много лет: первые текстовые игры захватывали игрока, поскольку создавали эффект непредсказуемости и свободы. Очевидно, что сама игра не содержит ни того, ни другого, а наоборот, является жёстко детерминированной структурой. Эта ситуация, как мне кажется, неплохо ложится на реальность. В этой работе так называемый игровой мир — повседневный мир Перми, представленный роликами, между которыми можно перемещаться. Текст позаимствован из культовой игры «Зорг», которая написана «человеческим» языком и может читаться как сборник абсурдных перформансов-инструкций.
It is on a day like this one, a little later, a little earlier, that you discover, without surprise, that something is wrong
You discover that you don't know how to live and that you never will
Something has broken
You no longer feel some thing which until then fortified you
Your past, your present and your future merge into one
It is a life without surprises
The feeling of your existence, the impression of belonging to or being in the world, is starting to slip away from you
You are 25 years old, you have 29 teeth, three shirts and eight socks, 500 francs a month to live on, a few books you no longer read
A few records you no longer play
You don't want to remember anything else
Here you sit, and you only want to wait, just to wait until there's nothing left to wait
You go back to your room, you undress, you slip between the sheets, you turn out the light, you close your eyes
This is the hour when your eyes wide open in the darkness
You calmly measure the sticky extent of your unhappiness
Unhappiness did not swoop down on you, it insinuated itself almost ingratiatingly
It meticulously impregnated your life, your movements, the hours you keep
Unhappiness took possession of the cracks in the ceiling, of the lines in your face in the cracked mirror, of the pack of cards
Unhappiness slipped furtively into the dripping tap on the landing, it echoes in sympathy with the chimes of each quarter-hour from the bell of Saint-Roch
How many times you have repeated the same amputated gesture, the same journey's that lead nowhere?
All you have left to fall back on are your tuppeny-halfpenny boltholes, your idiotic patience
The thousand and one detours that always lead you back unfailingly to your starting point
Solitude alone exists, every time you are confronted, every time you face yourself
All that counts is your solitude: whatever you do, wherever you go, nothing that you see has any importance, everything you do, you do in vain, nothing that seek is real
You sleep, you walk, you continue to live
Like a laboratory rat abandoned in its maze by some absent-minded scientist
The snare: the dangerous illusion of being impenetrable, of offering no purchase to the outside world silently sliding, inaccessible, just two open eyes looking forward, perceiving everything, retaining nothing
You are just a murky shadow, a hard kernel of indifference, a neutral gaze avoiding the gaze of others
It is a life without surprises
You are not dead and you are no wiser
«Сгоревшие фотографии», 2018
Автор изъял из личного архива фотографии, связанные с воспоминаниями, которые хотелось бы забыть. План был сжечь их (символически забывая), при этом сжечь ровно настолько, чтобы результат можно было продемонстрировать. Современная фотография 10х15 «из салона» загорается с трудом, и это несколько усиливает метафору. Изображения обуглены снаружи, но не сожжены полностью.
«На память», 2019
Здесь представлены страницы из найденного фотоальбома. Ирония судьбы большого числа старых «мемориальных» фотоальбомов такова, что никто не помнит, кто на фотографиях, и они никому не нужны. Букинисты выкидывают карточки, а альбомы продают. Следы жизни и подписи остаются на память вместо изображений.
Проекты художника исследуют повседневность, выявляя в череде бытовых предметов пограничные состояния, мифологию и манипуляцию. Центральным мотивом всех работ, представленных на данной выставке, является пейзаж, понимаемый скорее не как ландшафт или пространство, а как среда или триггер.
Александр Агафонов остаётся верен практике документальной фотографии, но документирует не реальность, а необратимость и ностальгию.
«Приметы присутствия», 2010-2019
Материал этой работы — самодельные объявления о пропавших людях, а именно пейзажи в местах, указанных в объявлениях; эти пейзажи обычно не несут никаких визуальных признаков угрозы или тревоги. Фотографии экспонированы внутри верхней одежды курток — человек, пропадая, замещается приметами, наиболее публичной из которых является пейзаж.
«Vanitas», 2012-2019
Серия вдохновлена работами Ларса фон Триера. Обязательность намогильных портретов обернулась тем, что люди, которые не имели денег на фотоэмаль, печатали фотографии родственников на чём придётся и монтировали фото под стекло. Такой формальный способ «увековечить» неизбежно приводил к разложению, распаду изображения. Ставшие неузнаваемыми портреты помещены в ненужные, выкинутые деревянные оконные рамы.
«Росо а росо», 2016
Работа использует идею графической нотации применительно к пермскому пейзажу. Понятие графической нотации как формы свободной записи музыки сформировалось в ходе музыкальных экспериментов 20 века, идеологически примыкая к взглядам художников русского авангарда начала столетия. В рисунке пейзажа выделяются линии, потом они становятся линиями музыкальными — на них размещаются ноты, затем с помощью программного обеспечения эти ноты исполняются.
«Алфавит», 2016
Работа представляет из себя коллекцию изображений пермских стен, из которых по заданному алгоритму извлекается звук, а также рисуется связанный со звуком абстрактный тег. Стены разделяют людей, музыка и искусство — объединяют.
«Чужими словами», 2018
Генеративный абсурдный стих, ограниченный словарём самодеятельных заводских поэтов (завод Шпагина). Завод закрыт, рабочие уехали или уволены, а работа по производству стиха продолжается. Работа — это по сути экспонирование словаря, который организован вокруг идеи красоты простых вещей.