20 октября 2020 — 17 января 2021
Прямая речь
Выставка по итогам мастерской «Бумажное прошлое» в рамках проекта «Соседи по Перми»
Эта выставка не столько о домашних архивах, сколько о живых людях, которые разбирают архивы, и об их соавторах, которыми оказались родные и близкие. Им есть, что сказать, и эта выставка — прямая речь наших героев и их соавторов.
Они дополняют друг друга и создают нечто вроде стереоэффекта: это, по сути, два разных взгляда на то, как может быть «упакована» и презентована личная память — что важно, поскольку вопрос этой презентации тоже важен в контексте выставки. Личные частные истории становятся всё более важны для понимания «общей» истории как таковой, и они настолько многообразны, что у нас нет и не может быть какого-то единого формата разговора о них.
Над выставкой работали
Куратор выставки — Артём Филатов
Кураторы проекта «Бумажное прошлое» — Мария Ромашова, Людмила Кузнецова
Дизайнер выставки —Дмитрий Меркушев

Участники — Татьяна Вострикова, Елена Кузнецова, Наталья Максимова, Петр Неплюев, Наталья Нецветаева, Ксения Фролова
Наверняка у многих есть домашний архив. Даже если он выглядит не как архив, а как стопка ненужных фотографий и бумаг. Выбросить эти свидетельства прошлого жалко, но что делать с ними, тоже непонятно. Память это или хлам? Будет ли это интересно нашим детям? Может ли это быть интересно кому-нибудь вокруг? Есть ли у этого какая-то ценность?
Наш ответ — да. У этого есть ценность. Семейные, личные истории важно хранить, рассказывать про них и передавать следующим поколениям. Это главная идея нашей выставки «Прямая речь». Кураторы и участники составили советы и рекомендации, как собирать и хранить домашний архив. Эти рекомендации можно собрать на выставке и закрепить в специальной обложке.

Герои выставки
Наталья Максимова
Мама Натальи Валентина родом из деревни Дудыри Кировской области. Сейчас Наталья восстанавливает историю семьи через историю этой деревни, которой уже не существует. А история эта заслуживает внимания. Дед Натальи был раскулачен в годы коллективизации. Перед своей смертью он наказал выучить свою дочь — Валентину, маму Натальи. Так она оказалась в Перми.

Наталья рассказывает: «Хотя моя история не совсем про Пермь, но она точно про пермяков. Именно с Мотовилихи моя мама познакомилась с Пермью. А Мотовилихинские заводы стали одним из первых мест её работы». Как и ее отец, Валентина хотела хорошего образования для своих детей. Наталья с братом исполнили ее мечту — получили высшее образование, оба закончили Пермский университет. Наталья уверена, что именно образование, которое в свое время стало движущей силой для переезда семьи в Пермь, сегодня помогает ей в собирании истории семьи.
Петр Неплюев
Для выставки «Прямая речь» мы специально фотографировали ее героев, и не в случайных местах. Все локации для фото так или иначе перекликаются с историями, рассказанными на выставке. Например, Петр на фотографии находится в квартире, где он долгое время жил и где жил его дед — Евгений Петрович Неплюев. Именно его архив Петр планировал разбирать, когда пришел в мастерскую «Бумажное прошлое», именно на его истории хотел сосредоточиться.

Однако в ходе работы мастерской Петр узнал историю и второго своего деда — Балуева Петра Петрович. Он понял, что хочет рассказать про обоих — таких непохожих, но объединенных судьбой одной семьи. Голос одного деда мы слышим в письмах: в очень личных, нежных текстах, которые были написаны в разлуке с любимой женой. Второй говорит с нами через большое количество документов, фотографий, книг, сувениров с Кубы. Эта история — еще и про то, что разбор семейного архива — это про умение и готовность слушать.
Петр Неплюев
Для выставки «Прямая речь» мы специально фотографировали ее героев, и не в случайных местах. Все локации для фото так или иначе перекликаются с историями, рассказанными на выставке. Например, Петр на фотографии находится в квартире, где он долгое время жил и где жил его дед — Евгений Петрович Неплюев. Именно его архив Петр планировал разбирать, когда пришел в мастерскую «Бумажное прошлое», именно на его истории хотел сосредоточиться.

Однако в ходе работы мастерской Петр узнал историю и второго своего деда — Балуева Петра Петрович. Он понял, что хочет рассказать про обоих — таких непохожих, но объединенных судьбой одной семьи. Голос одного деда мы слышим в письмах: в очень личных, нежных текстах, которые были написаны в разлуке с любимой женой. Второй говорит с нами через большое количество документов, фотографий, книг, сувениров с Кубы. Эта история — еще и про то, что разбор семейного архива — это про умение и готовность слушать.
Елена Кузнецова
И рассказала свою историю нам она сама:

«Кама — река, на которой пересекаются жизни моего отца и моя. Я почувствовала это, когда жила на Гайве — смотрела из окон на КамГЭС и часто проезжала по мосту над шлюзами. Поняла, что этот водный путь вдоль Перми мы проходили вместе — на сухогрузе „Сайгатка“, где он работал первым штурманом и первым помощником механика.
Это открытие стало началом моего примирения с Пермью. Я часто смотрела в окно своей комнаты и представляла, что мы шлюзуемся — в эту самую минуту, за этими самыми деревьями. И папа молодой и сильный, и мама спокойная и счастливая, а я маленькая — делаю первые шаги, запечатлеваю мир и ещё не умею думать. Возможно, всё было не так, но жизнь здесь постепенно помогает это прояснить.
Мой отец ушёл из жизни двадцать лет назад. Он был капитаном, и эта большая река — мой способ чувствовать и вспоминать его, воссоздавать семейные истории и себя. Когда в семье по разным причинам молчат о важном, можно пригласить в собеседники реку».
Наталья Нецветаева
На выставке есть фотографии всех героев, и у Натальи она самая необычная. Дело в том, что за время мастерской Наталья успела не просто сменить место работы, но и переехать в другой город. Раз у нас не было возможности сфотографировать ее лично — мы связались с ней онлайн и сфотографировали ее цифровое присутствие. И если вопрос, как именно сделать фотографию, долго оставался для нас открытым, то «где делать эту фотографию» — такого вопроса не возникало.

Сразу было понятно, что фотографировать Наталью нужно рядом с «Ровесником» — организацией, которая сыграла важную роль в жизни Наташи. О том, что именно привнес «Ровесник», как он повлиял, почему он до сих пор ценен для Натальи — рассказывает ее история на выставке.

В ежедневниках Наташи (которые можно взять с полки, пролистать, прочитать) можно увидеть, что представляла из себя повседневность «Ровесника», как общались между собой ребята разных возрастов, какие мысли, желания, надежды были у подростков начала двухтысячных. В свое время «Ровесник» стал домом и прибежищем для многих подростков и, возможно, на выставке кто-то увидит в истории Натальи свою историю.
Наталья Нецветаева
На выставке есть фотографии всех героев, и у Натальи она самая необычная. Дело в том, что за время мастерской Наталья успела не просто сменить место работы, но и переехать в другой город. Раз у нас не было возможности сфотографировать ее лично — мы связались с ней онлайн и сфотографировали ее цифровое присутствие. И если вопрос, как именно сделать фотографию, долго оставался для нас открытым, то «где делать эту фотографию» — такого вопроса не возникало.

Сразу было понятно, что фотографировать Наталью нужно рядом с «Ровесником» — организацией, которая сыграла важную роль в жизни Наташи. О том, что именно привнес «Ровесник», как он повлиял, почему он до сих пор ценен для Натальи — рассказывает ее история на выставке.

В ежедневниках Наташи (которые можно взять с полки, пролистать, прочитать) можно увидеть, что представляла из себя повседневность «Ровесника», как общались между собой ребята разных возрастов, какие мысли, желания, надежды были у подростков начала двухтысячных. В свое время «Ровесник» стал домом и прибежищем для многих подростков и, возможно, на выставке кто-то увидит в истории Натальи свою историю.
Татьяна Вострикова

Каждый из героев нашей выставки сам выбирал место для фотосессии. Татьяна Вострикова пригласила сделать фотографии у себя дома и предложила показать свой домашний архив: «Мой архив в Перми — это стопка фотографий, несколько архивных документов, коллекция рукотворного текстиля моих бабушек и тетушек, аудио-видео файлы с воспоминаниями родных о переселениях с Украины, о раскулачивании и войне. Всё это память нескольких поколений
родных, которую я продолжаю собирать и храню. Всё это вызывает у меня разные эмоции, среди которых скрываются огромная любовь и боль».

История Татьяны — история поиска ее родных, потерявших связь друг с другом после раскулачивания. Результаты своих поисков Татьяна заносит в генеалогическое древо.
Ксения Фролова

Когда мы попросили героев выбрать для фотографии локацию, которая была бы связана с историей на выставке, Ксения сразу предложила Гоголевский сад. Он находится неподалеку от Матросова, 12, – места, где находился дом прабабушки и прадедушки Ксении. Именно этот дом: одноэтажный, деревянный, весь увитый девичьим виноградом и утопающий летом в цветах – стал центром истории, которую рассказывает Ксения на выставке.

Через историю дома раскрывается история семьи; сложности, с которыми семья столкнулась; поддержка близких, которая помогла эти сложности вынести. Через историю дома мы можем увидеть историю района и всего города с развитием заводов, строительством многоэтажек и исчезновением деревянной застройки.

Этого дома больше нет, но он до сих пор остается своеобразной точкой притяжения в поисках Ксении. И такой способ изучения истории через исследование истории старых домов может использоваться всеми, кто заинтересован в поиске свидетельств прошлого.
Ксения Фролова

Когда мы попросили героев выбрать для фотографии локацию, которая была бы связана с историей на выставке, Ксения сразу предложила Гоголевский сад. Он находится неподалеку от Матросова, 12, – места, где находился дом прабабушки и прадедушки Ксении. Именно этот дом: одноэтажный, деревянный, весь увитый девичьим виноградом и утопающий летом в цветах – стал центром истории, которую рассказывает Ксения на выставке.

Через историю дома раскрывается история семьи; сложности, с которыми семья столкнулась; поддержка близких, которая помогла эти сложности вынести. Через историю дома мы можем увидеть историю района и всего города с развитием заводов, строительством многоэтажек и исчезновением деревянной застройки.

Этого дома больше нет, но он до сих пор остается своеобразной точкой притяжения в поисках Ксении. И такой способ изучения истории через исследование истории старых домов может использоваться всеми, кто заинтересован в поиске свидетельств прошлого.

На нашей выставке «Прямая речь» была стена пожеланий одной из участниц — Натальи. Надписи на ней появлялись и исчезали, а оставить их мог каждый.

В ежедневниках Натальи особенно ценными для неё являются те страницы, на которых написаны пожелания. Наверное, значимость этих бесхитростных пожеланий — иногда совсем простых, иногда с намёками на какие-то истории, иногда очень трогательных — в ощущении, что кому-то не всё равно. Что кто-то беспокоится о тебе, о том, как сложится твоя жизнь и сбудутся ли твои мечты. Для Натальи, которая подростком искала поддержку и понимающую семью, пожелания друзей и знакомых отчасти были свидетельствами успешности поисков. Для взрослой Натальи ваши пожелания также могут стать поддержкой, будут так же значимы и ценны.

Будем честными — нам всем иногда хочется услышать, что кому-то не всё равно.
Made on
Tilda