Наталья Максимова Мама Натальи Валентина родом из деревни Дудыри Кировской области. Сейчас Наталья восстанавливает историю семьи через историю этой деревни, которой уже не существует. А история эта заслуживает внимания. Дед Натальи был раскулачен в годы коллективизации. Перед своей смертью он наказал выучить свою дочь — Валентину, маму Натальи. Так она оказалась в Перми. Наталья рассказывает: «Хотя моя история не совсем про Пермь, но она точно про пермяков. Именно с Мотовилихи моя мама познакомилась с Пермью. А Мотовилихинские заводы стали одним из первых мест её работы». Как и ее отец, Валентина хотела хорошего образования для своих детей. Наталья с братом исполнили ее мечту — получили высшее образование, оба закончили Пермский университет. Наталья уверена, что именно образование, которое в свое время стало движущей силой для переезда семьи в Пермь, сегодня помогает ей в собирании истории семьи. |
Петр Неплюев Для выставки «Прямая речь» мы специально фотографировали ее героев, и не в случайных местах. Все локации для фото так или иначе перекликаются с историями, рассказанными на выставке. Например, Петр на фотографии находится в квартире, где он долгое время жил и где жил его дед — Евгений Петрович Неплюев. Именно его архив Петр планировал разбирать, когда пришел в мастерскую «Бумажное прошлое», именно на его истории хотел сосредоточиться. Однако в ходе работы мастерской Петр узнал историю и второго своего деда — Балуева Петра Петрович. Он понял, что хочет рассказать про обоих — таких непохожих, но объединенных судьбой одной семьи. Голос одного деда мы слышим в письмах: в очень личных, нежных текстах, которые были написаны в разлуке с любимой женой. Второй говорит с нами через большое количество документов, фотографий, книг, сувениров с Кубы. Эта история — еще и про то, что разбор семейного архива — это про умение и готовность слушать. |
Петр Неплюев Для выставки «Прямая речь» мы специально фотографировали ее героев, и не в случайных местах. Все локации для фото так или иначе перекликаются с историями, рассказанными на выставке. Например, Петр на фотографии находится в квартире, где он долгое время жил и где жил его дед — Евгений Петрович Неплюев. Именно его архив Петр планировал разбирать, когда пришел в мастерскую «Бумажное прошлое», именно на его истории хотел сосредоточиться. Однако в ходе работы мастерской Петр узнал историю и второго своего деда — Балуева Петра Петрович. Он понял, что хочет рассказать про обоих — таких непохожих, но объединенных судьбой одной семьи. Голос одного деда мы слышим в письмах: в очень личных, нежных текстах, которые были написаны в разлуке с любимой женой. Второй говорит с нами через большое количество документов, фотографий, книг, сувениров с Кубы. Эта история — еще и про то, что разбор семейного архива — это про умение и готовность слушать. |
Елена Кузнецова И рассказала свою историю нам она сама: «Кама — река, на которой пересекаются жизни моего отца и моя. Я почувствовала это, когда жила на Гайве — смотрела из окон на КамГЭС и часто проезжала по мосту над шлюзами. Поняла, что этот водный путь вдоль Перми мы проходили вместе — на сухогрузе „Сайгатка“, где он работал первым штурманом и первым помощником механика. Это открытие стало началом моего примирения с Пермью. Я часто смотрела в окно своей комнаты и представляла, что мы шлюзуемся — в эту самую минуту, за этими самыми деревьями. И папа молодой и сильный, и мама спокойная и счастливая, а я маленькая — делаю первые шаги, запечатлеваю мир и ещё не умею думать. Возможно, всё было не так, но жизнь здесь постепенно помогает это прояснить. Мой отец ушёл из жизни двадцать лет назад. Он был капитаном, и эта большая река — мой способ чувствовать и вспоминать его, воссоздавать семейные истории и себя. Когда в семье по разным причинам молчат о важном, можно пригласить в собеседники реку». |
Наталья Нецветаева На выставке есть фотографии всех героев, и у Натальи она самая необычная. Дело в том, что за время мастерской Наталья успела не просто сменить место работы, но и переехать в другой город. Раз у нас не было возможности сфотографировать ее лично — мы связались с ней онлайн и сфотографировали ее цифровое присутствие. И если вопрос, как именно сделать фотографию, долго оставался для нас открытым, то «где делать эту фотографию» — такого вопроса не возникало. Сразу было понятно, что фотографировать Наталью нужно рядом с «Ровесником» — организацией, которая сыграла важную роль в жизни Наташи. О том, что именно привнес «Ровесник», как он повлиял, почему он до сих пор ценен для Натальи — рассказывает ее история на выставке. В ежедневниках Наташи (которые можно взять с полки, пролистать, прочитать) можно увидеть, что представляла из себя повседневность «Ровесника», как общались между собой ребята разных возрастов, какие мысли, желания, надежды были у подростков начала двухтысячных. В свое время «Ровесник» стал домом и прибежищем для многих подростков и, возможно, на выставке кто-то увидит в истории Натальи свою историю. |
Наталья Нецветаева На выставке есть фотографии всех героев, и у Натальи она самая необычная. Дело в том, что за время мастерской Наталья успела не просто сменить место работы, но и переехать в другой город. Раз у нас не было возможности сфотографировать ее лично — мы связались с ней онлайн и сфотографировали ее цифровое присутствие. И если вопрос, как именно сделать фотографию, долго оставался для нас открытым, то «где делать эту фотографию» — такого вопроса не возникало. Сразу было понятно, что фотографировать Наталью нужно рядом с «Ровесником» — организацией, которая сыграла важную роль в жизни Наташи. О том, что именно привнес «Ровесник», как он повлиял, почему он до сих пор ценен для Натальи — рассказывает ее история на выставке. В ежедневниках Наташи (которые можно взять с полки, пролистать, прочитать) можно увидеть, что представляла из себя повседневность «Ровесника», как общались между собой ребята разных возрастов, какие мысли, желания, надежды были у подростков начала двухтысячных. В свое время «Ровесник» стал домом и прибежищем для многих подростков и, возможно, на выставке кто-то увидит в истории Натальи свою историю. |
Татьяна Вострикова Каждый из героев нашей выставки сам выбирал место для фотосессии. Татьяна Вострикова пригласила сделать фотографии у себя дома и предложила показать свой домашний архив: «Мой архив в Перми — это стопка фотографий, несколько архивных документов, коллекция рукотворного текстиля моих бабушек и тетушек, аудио-видео файлы с воспоминаниями родных о переселениях с Украины, о раскулачивании и войне. Всё это память нескольких поколений родных, которую я продолжаю собирать и храню. Всё это вызывает у меня разные эмоции, среди которых скрываются огромная любовь и боль». История Татьяны — история поиска ее родных, потерявших связь друг с другом после раскулачивания. Результаты своих поисков Татьяна заносит в генеалогическое древо. |
Ксения Фролова Когда мы попросили героев выбрать для фотографии локацию, которая была бы связана с историей на выставке, Ксения сразу предложила Гоголевский сад. Он находится неподалеку от Матросова, 12, – места, где находился дом прабабушки и прадедушки Ксении. Именно этот дом: одноэтажный, деревянный, весь увитый девичьим виноградом и утопающий летом в цветах – стал центром истории, которую рассказывает Ксения на выставке. Через историю дома раскрывается история семьи; сложности, с которыми семья столкнулась; поддержка близких, которая помогла эти сложности вынести. Через историю дома мы можем увидеть историю района и всего города с развитием заводов, строительством многоэтажек и исчезновением деревянной застройки. Этого дома больше нет, но он до сих пор остается своеобразной точкой притяжения в поисках Ксении. И такой способ изучения истории через исследование истории старых домов может использоваться всеми, кто заинтересован в поиске свидетельств прошлого. |
Ксения Фролова Когда мы попросили героев выбрать для фотографии локацию, которая была бы связана с историей на выставке, Ксения сразу предложила Гоголевский сад. Он находится неподалеку от Матросова, 12, – места, где находился дом прабабушки и прадедушки Ксении. Именно этот дом: одноэтажный, деревянный, весь увитый девичьим виноградом и утопающий летом в цветах – стал центром истории, которую рассказывает Ксения на выставке. Через историю дома раскрывается история семьи; сложности, с которыми семья столкнулась; поддержка близких, которая помогла эти сложности вынести. Через историю дома мы можем увидеть историю района и всего города с развитием заводов, строительством многоэтажек и исчезновением деревянной застройки. Этого дома больше нет, но он до сих пор остается своеобразной точкой притяжения в поисках Ксении. И такой способ изучения истории через исследование истории старых домов может использоваться всеми, кто заинтересован в поиске свидетельств прошлого. |