28 октября — 24 ноября 2024
линия берега
выставка очерчивает контуры двух историй: об исчезнувшем после строительства Камского водохранилища селе Лёнва и не попавшей в зону затопления лёнвенской Свято-Троицкой церкви
Линия — один из самых простых и понятных для восприятия образов. Она может быть прямой или ломаной, может соединять разные точки, выстраивая их в определённый порядок, может отделять одно от другого. Часто мы ассоциируем линию с цепочкой событий разного масштаба: чтобы показать их последовательность и причинно-следственные связи, мы задаём условия, в которых эта система обретает свою логику и смысл.

Выставка «Линия берега» очерчивает контуры двух историй: об исчезнувшем после строительства Камского водохранилища селе Лёнва и не попавшей в зону затопления лёнвенской Свято-Троицкой церкви. Тему затопления можно назвать сложной, не проработанной и не представленной в публичном пространстве в должной степени. Вода в Каме поднялась и практически полностью скрыла под собой Лёнву: теперь ее ландшафт размыт и стёрт, постройки разобраны или перенесены, а вместо линий улиц осталась лишь одна линия берега. Жители были вынуждены покинуть свои дома, оставив позади часть прошлой жизни — ту, что ушла под воду. С того момента прошло уже 70 лет, и остаётся всё меньше людей, которые застали это время, знали эти места, считали их своей родиной. Единственный материальный указатель о том, что здесь было когда-то — руины лёнвенской церкви, поросшие лесом. Так что делать, когда места нет, а сами воспоминания о прошлом растворяются, как соль в воде?

Героиня выставки Юлия Кокорева много лет собирает сведения о своих родственниках и обрабатывает семейный архив: в попытках заполнить пробелы в своей семейной истории она начала изучать и ускользающую историю места. Одной из ключевых историй для неё стала история её прабабушки — Марии Алексеевны Красных. Она жила в Лёнве до затопления и работала в лёнвинской церкви уже после — вплоть до её закрытия в 1962-ом году. Сейчас для Юлии важно не просто сохранить память о своей семье, но и привязать её к месту, которого больше не существует. Поставить своего рода знак: «Здесь была Лёнва», и сделать это если не физически, то символически, обозначив это место хотя бы на выставке.

В ходе исследований Юлия сталкивалась с другими акторами сохранения памяти. Важной частью общей работы стало знакомство с Виктором Александровичем Цыпуштановым, местным краеведом и музейным работником, всю жизнь занимающимся сохранением культурного наследия региона. Виктор на протяжении 60-ти лет собирал информацию о церкви, предпринимал попытки восстановить церковь. Частично у него это получилось: то, что вы сможете увидеть на выставке — лишь небольшая часть его многолетнего труда, включает в себя архивную работу, доскональную проработку чертежей и планов, по которым теоретически возможно воссоздать лёнвенскую церковь.

По большому счёту, кроме истории церкви, Виктора и Юлию связывает принцип работы: будто в преломлённых отражениях они пытаются различить подлинные свидетельства, воссоздать из них образ того прошлого, которое они не застали, выстроить хронологию истории и попытаться найти ответы хотя бы на некоторые из множества вопросов. Обнаруженные связи не позволяют нам выстроить строго линейное повествование, сколько бы мы ни пытались — всё это можно сложить скорее в бесконечный захватывающий рассказ, в котором не может быть единой завязки и развязки, но есть глубокое погружение в контекст и множество лирических отступлений.
Над выставкой работали:
Рассказчики: Юлия Кокорева, Виктор Цыпуштанов
Куратор: Мария Мирошина
Дизайнер: Вика Байда
Консультант: Людмила Кузнецова
Монтаж: Андрей Аликин
Открытие выставки. Фото — Елена Бахур
Made on
Tilda