19 декабря 2017 — 25 января 2018
Невидимый горизонт наблюдателя
Выставка-исследование Алексея Щигалева

Совместный проект Центра городской культуры, лаборатории современного искусства «Дом грузчика» и Пермского музея авиации

Куратор — Марина Пугина
19 декабря 2017 — 25 января 2018
Невидимый горизонт наблюдателя
Выставка-исследование Алексея Щигалева

Совместный проект Центра городской культуры, лаборатории современного искусства «Дом грузчика» и Пермского музея авиации

Куратор — Марина Пугина
Видимым горизонтом называют линию, по которой небо как бы сливается с поверхностью Земли, а также всё видимое вокруг наблюдателя пространство. В контексте выставки это понятие приняло образ линии-круга, тесно связанного с личным кругозором и внутренним ощущением места.

«Невидимый горизонт наблюдателя» − это попытка зайти дальше «видимого», через реконструкцию детских воспоминаний о полётах на АН-2, представить историю о том, как самолёт, преодолевая необозримые территориальные границы, расширял личный горизонт художника.
Идея выставки логически выросла из проекта «Маршрут», который был создан летом 2017 года на фестивале «Длинные истории Перми». В нем художник визуализировал на одной из бетонных стен города карту воспоминаний о дороге из родного поселка Усть-Чёрная в Чусовой, впервые упомянув в своей работе АН-2: «самолёт был как автобус… однажды мы с мамой летели в больницу на самолёте».

Фото граффити — Тимур Абасов
Идея выставки логически выросла из проекта «Маршрут», который был создан летом 2017 года на фестивале «Длинные истории Перми». В нем художник визуализировал на одной из бетонных стен города карту воспоминаний о дороге из родного поселка Усть-Чёрная в Чусовой, впервые упомянув в своей работе АН-2: «самолёт был как автобус… однажды мы с мамой летели в больницу на самолёте».

Фото граффити — Тимур Абасов
Маршрут выставки будет проходить формально через круги и линии, живопись и графику, авторские высказывания и инсталляции, приметы времени и фотографии из личного архива: от сконструированных художественными образами воспоминаний к реальному документу.
НУЛЕВАЯ ВИДИМОСТЬ
Под видимостью понимают степень прозрачности атмосферы, характеризуемою расстоянием, на котором днем наблюдаемый объект становится невидимым для наблюдателя. Видимость в полёте определяется также условиями наблюдения с летательного аппарата, скоростью его полёта и характеристиками зрения пилота. Прямых методов измерения видимости нет.
Инсталляция «Шумы» построена вокруг старой радиолы «Урал-114». Проигрыватель транслирует звуковые помехи, возникающие в результате настройки. До места, где жил художник в детстве радиоволны не долетали. Охота на звук, становилась увлекательной игрой с двумя неизвестными: кто передаёт эти звуки сквозь метель и что они значат?

Абстрактная графика на диаграммных дисках, изначально предназначенных для фиксации времени, в работе художника отсылает к условному пространству, видимому из иллюминаторов самолёта. Настоящие иллюминаторы, подвешенные на некотором расстоянии от них, навязчиво напоминают об аналогии с реальным. На месте пластинки крутится графика, разглядеть которую практически невозможно из-за эффекта «мёртвой петли», но если сделать фотографию, своеобразный стоп-кадр, есть шанс поймать момент и изучить его. Рядом с ней две фотографии в рамках из личного архива автора: семейная фотография с родственниками из Хабаровска на фоне АН-2 и сам художник, выглядывающий из кабины самолёта.
ВЗГЛЯД НАБЛЮДАТЕЛЯ
Взгляд наблюдателя всегда проходит на некоторой высоте над поверхностью Земли. Множество точек касания лучей зрения с Землёй представляет собой окружность, которую называют видимым горизонтом наблюдателя.
Серия холстов, оформленных на круглых подрамниках, складывается в цикл «Обратный кадр». Деформированные и нарочито гиперболизированные предметы, изображенные на них, представляют собой сконструированные образы навязчивых воспоминаний автора, связанные с первыми полётами на АН-2. Это гигиенический пластиковый пакет, приборная панель из кабины самолёта и весы для сумок в зале ожидания.
ВИДИМЫЙ ГОРИЗОНТ
Линию, по которой небо как бы сливается с поверхностью Земли, а также всё видимое вокруг наблюдателя пространство называют видимым горизонтом. Расчет видимого горизонта и дальности видимости зависимости от высоты наблюдателя и наблюдаемого объекта.
Динамическая скульптура из алюминиевой сетки представляет собой абстрактную форму рельефа, абсолютно не привязанный к какой-либо местности. Вращаясь и отбрасывая тень, она захватывает зрителя в круговорот вечного движения к горизонту.
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ
Расстояние, на котором очертания предмета становятся неразличимыми, вследствие мутности атмосферы называют дальностью видимости. При тумане дальность видимости менее одного километра, а в чистом арктическом воздухе — сотни. Часто дальность видимости называется просто видимостью.
Последний зал — своеобразный результат «полевых исследований», здесь представлены материалы, найденные при подготовке выставки: карты, книги, модели, фотографии из личных архивов и Пермского музея авиации, видео полётов АН-2, озвученные рассказами очевидцев, что позволяет представить ту часть истории, которая обычно остаётся нерассказанной.

В глубине зала, на карте Местных воздушных линий Пермской области (МВЛ ПО) отмечены маршруты, по которым когда-то летал АН-2, а также посадочные площадки и высота рельефа. Эта карта стала отправной точкой для графики художника, которого привлекла геометрия пространства и динамика перелётов.

Особое место в зале занимает «найденный архив», выставленный по принципу пленки кадр за кадром, он актуализирует проблему отношения личной забытой истории.
Made on
Tilda