13 июня — 7 июля
Конец Перми
«Конец Перми», возможно, уже наступил. Точка невозврата во многих отношениях пройдена: значительную часть старой архитектуры, к сожалению уже не спасти, значительную часть новой архитектуры, к сожалению, уже не уничтожить.
Мы привыкли смотреть на собственный город отчуждённо, а наши реакции на те или иные изменения городской среды в основном сводятся или к молчаливому одобрению, или (гораздо чаще) к мрачной интеллигентской рефлексии. Нам пора, как говорили французские студенты-революционеры, «вернуть себе город». Для этого нужно, во-первых, окинуть его более пристрастным и злым взглядом. А во-вторых, набраться компетенций, которые помогут в этой нескончаемой борьбе.

Выставка «Конец Перми» объединяет в себе два этих устремления. Она родилась из авторского проекта Григория Скворцова — радикального пермского фотографа, проповедника течения Urban Exploration, руфера и музыканта-экспериментатора, чьи фотографии не раз попадали в путеводители и презентационные альбомы, а поступки — в хроники происшествий и крупнейшие городские паблики. В последнее время Скворцов выступает как активный участник городского сообщества, транслируя предельно честный (и поэтому абсолютно неполиткорректный) взгляд на состояние городской среды.

В рамках этого выставочного проекта фотографии Скворцова соседствуют, во-первых, с объектами пермской художницы Елены Слобцевой, которая фокусирует внимание на травматическом опыте соприкосновения с городской средой, а во-вторых, с представленным ЦГК детальным разбором некоторых городских кейсов, который, возможно, приблизит зрителей к ответу на вопрос о том, почему наш город сегодня выглядит так, как выглядит, и почему это почти никому не нравится.


Инициатор — Григорий Скворцов
Кураторская команда — Григорий Скворцов, Надежда Агишева, Наиля Аллахвердиева, Татьяна Синицына
Дизайнер -Дмитрий Меркушев
Автор текста — Иван Козлов
Здесь особо не о чем говорить: всё предельно понятно. Во всяком случае, для тех, кто ходит по тем же улицам, что и мы. Состояние старой архитектуры Перми, в основном, отвратительно. Даже той её части, которой посчастливилось быть причисленной к историческим памятникам — что уж говорить о просто старых зданиях, которые подобного статуса не имеют. Вы и так это прекрасно знаете. Лишний раз говорить об этом — моветон, брюзжание, проговаривание прописных истин, что угодно ещё. Проблема в том, что не говорить об этом нельзя. И переставать брюзжать и сыпать азбучными истинами тоже нельзя. Стоит остановиться на минуту, как город уведут у нас из-под носа. Так что обратить внимание на наше собственное наследие — никогда не лишне. Важно только выбрать правильную интонацию. И нам кажется. что эта интонация должна становиться всё более радикальной.
Город — это сложная система взаимодействий, проявленных в том числе и на визуальном уровне. Говоря о проблемах современной архитектуры, нам не хочется уходить в пространство чистой архитектурной критики и досужие рассуждения о «стеклянных гробах» и «безликих офисных центрах». Её проблема — не только и не столько в эстетических качествах отдельно взятых зданий. Её проблема — в том, как она существует внутри городского контекста. Определяющей единицей наших улиц и кварталов являются архитектурные ансамбли — в повседневности о них часто забывают, но они от этого никуда не деваются. Свой ансамбль, свой неповторимый образ есть у Комсомольского проспекта, у Сибирской, Ленина и множества других улиц, у площади практически перед любым Дворцом культуры, у скверов и парков, и так далее. Хорош он или плох — с ним необходимо считаться. Современное здание, удачно вписанное в такой контекст, сегодня становится скорее исключением, чем правилом. И такие исключения существуют. Но объектов, подтверждающих правило, как видно, значительно больше.
Елена Слобцева — молодая пермская художница, которая активно работает с восприятием городского пространства.
В контексте этой выставки она выступает как городской наблюдатель, транслируя свои впечатления от городской эстетики (или антиэстетики).

Один из главных объектов, с которыми работает Елена — это обыкновенная скобка. С одной стороны, скобка имеет брутальный вид и даже способна нанести определённые повреждения той поверхности, с которой взаимодействует. С другой стороны — это довольно пластичный и хрупкий объект, легко подвергаемый разным трансформациям.

Так или иначе назначение скобки — соединять объекты, однако в этом случае речь не идёт о полноценном соединении — скорее о временной мере, к которой прибегают для решения конкретных ситуативных задач. Слишком многое из того, что сегодня происходит с городом, продиктовано ситуативными соображениями.
Скобка — это не навсегда. В отличие от шрамов, которые она наносит.
Made on
Tilda