14 июня — 21 июля 2024
Сон с открытыми глазами
Персональная выставка пермской художницы Оксаны Кальченко

18+
Оксана Кальченко — художница, которая довольно хорошо известна в пермском арт-сообществе и за его пределами. В том числе и потому, что некоторые проекты, в которых она участвует, ориентированы на взаимодействие с разными аудиториями — от людей старшего возраста до детей с особенностями развития. Однако при этом её творчество как таковое (хотя ни слово «творчество», ни слово «искусство» ей особо не нравится) ориентировано скорее внутрь себя, чем вовне, оно рефлексивно и заточено под исследование личностных глубин, в которых могут жить детские фобии, архетипы и причины многочисленных тревог непонятной природы.

Проект «Сон с открытыми глазами» — первая персональная выставка Оксаны Кальченко, и для нас ценно, что она проходит именно в ЦГК, которому традиционно важно раскрывать и поддерживать пермских авторов. Предыдущим проектом Оксаны в ЦГК была выставка под названием «Детское» (она создавалась в соавторстве с художницей под псевдонимом О. Лучик), и те мотивы, которые в полную силу проявились в её очередном проекте, уже тогда в значительной мере легли в основу выставочной концепции. Тогда, в преддверии открытия, Оксана рассказала интернет-журналу «Звезда» о своём детстве, и уже на том этапе в её рассказе превалировали сомнамбулические мотивы, в ключевых воспоминаниях сон было невозможно отделить от яви, а реально происходившие события — от выдуманных или навеянных ложной памятью:
Я даже не знаю, моё это собственное воспоминание, или я просто присвоила его: когда-то мне купили огромного медведя, я ехала на санках и радостно его обнимала. Этот медведь до сих пор сохранился.
В детстве Оксана была уверена, что способна парить над землёй, и, хотя она оговаривается «может быть, это был какой-то сон или наваждение», кажется, она до сих пор не исключает, что именно так оно и было. Тем более, что сны тогда действительно перетекали в реальность: ей снилось, что игрушки перемещаются сами по себе, а затем родители реально инсценировали их «исход», чтобы проучить дочь за неубранную комнату.

По прошествии лет, по мере взросления, визуальные образы становились более откровенными и изощрёнными, контекст окружающей реальности, порождающей фантомы — более жёстким и травмирующим, но ощущение дереализации, неразрывной связи иллюзорного и физического мира, так и осталось с ней. А в последние годы даже актуализировалось — как и для многих из нас, сновидение стало для художницы способом побега и обретения внутреннего покоя, потому что так называемую реальность — неприглядную и часто уродливую — стало решительно невозможно выносить.
Сон — это моё состояние последнего времени, я часто не понимаю, сон вокруг или реальность. Просыпаюсь — и ловлю ощущение того, что все плохие новости ненастоящие, ощущаю эту надежду, но в итоге всё оказывается реальностью. Я живу в этой реальности и ощущаю её как сон открытыми глазами.
Сну родственно (если не физиологически, то хотя бы в субъективном плане) и состояние обморока — тем более, что в обмороке тоже возможны сновидения. Это состояние тоже становится предметом художественной рефлексии Оксаны, хотя и не сказать, что это свободный выбор: в последнее время она относительно часто падает в обморок: буквально последний такой случай и послужил толчком для того, чтобы этот выставочный проект окончательно оформился. Обморок — это всегда про непонятное, он внезапен, он не даёт возможности проконтролировать собственные ощущения и собственное тело, он вносит дополнительную сумятицу в повседневное течение жизни, границы восприятия в которой и без того размыты и до болезненности истончены. И если в медицинском плане проблему обморока можно и нужно разложить на составляющие и в конечном итоге разрешить, то в плане экзистенциального опыта это состояние исследовать куда сложнее.

В том числе и поэтому Оксана вовлекает нас в это исследование, в котором, как и в обморочном, бредовом или сомнамбулическом состоянии, не существует правил и границ, но существует лишь субъективное ощущение. Проект «Сон с открытыми глазами» представляет собой воронку, в которую зритель последовательно втягивается, проходя сквозь три тотальные инсталляции. Возможно, что этот расплывчатый совместный опыт окажется нам полезен в плане понимания того, как адекватнее воспринимать действительность, из которой всё время хочется убежать в сновиденческий мир или забыться в обмороке. Но в любом случае, чувственный опыт ради чувственного опыта — это тоже очень и очень немало.
Открытие выставки. Фото — Сергей Оборин
Made on
Tilda