23 апреля — 22 июня 2025
ДМИТРИЙ МАРКОВ
СЕДЬМОЕ НЕБО
Дмитрий Марков — художник, прошедший долгий и трудный путь наблюдений, поисков, радостей и разочарований. Каждая остановка на этом пути — фотография, важный документ, отобразивший необходимый момент времени, отдельную от всего остального мира часть пространства, плотно сжатую в фотографическую композицию. Но не только композицией и точностью наблюдения определяется важность художественной работы. Дмитрий совершил долгое путешествие, результаты которого сложно разделить на «удачные» и «неудачные». Сама жизнь и судьба, разворачивающиеся в широкое поле смыслов, захватывают нас.

Ясно, что во всех работах Маркова мы видим высокое мастерство фотографа, но это здесь не самое важное. Ценность художественного проекта не определяется умением строить кадр, выбирать натуру и подавать ее в категориях «решающего момента».

Проект Дмитрия Маркова фотографически концептуален, при этом он не укладывается в обычную для этого вида искусства установку на полное подтверждение наблюдением заранее сделанных выводов. Классический концептуальный подход предполагает обращение к знанию, к исследовательскому методу, близкому научному. В работах же, которые мы видим на выставке «Седьмое небо», органично смешиваются техничность, свойственная концептуальной фотографии, и романтика надежды. Развитие цепочки волшебных событий невозможно без пристального взгляда фотографа: его дело заключается в чувстве времени, в точности наблюдения и фиксации окружающего мира. Но главное для автора — дать этому миру надежду, показать возможные пути его развития в простых переплетениях событий внутри его структуры. Фотографические события такого рода не бывают случайными, воля и усилия автора создают узор, своеобразную геометрию печали и радости.

Дмитрий Марков совершает путешествие, основная цель которого — поиск веры, которая противоречит любому научному методу и важность которой часто упускают холодные формалисты. Это вера в человека, в возможность его внутреннего развития вопреки обстоятельствам, навязанным реальностью. Художник сопереживает человеку, дополняет богатство мира своими работами, делает его открытым к изменениям, готовым к лучшей доле. Он назначает реальности качества, которые открывают дорогу к мечте каждого, к седьмому небу, где всех нас ждут радость и абсолютное совершенство.
Владислав Ефимов,
куратор
Есть среди больших художников особый тип — неизгладимые. Их искусство невозможно ни забыть, ни перепутать с чужим. Конечно, каждый талант создает уникальный мир, но редко у кого получается придумать свой язык. Дима Марков был именно таким.

Его фотографии нельзя повторить или стилизовать, как нельзя сымитировать прозу Андрея Платонова. Любить кривой забор в крапиве и козу, к нему привязанную; жалеть самого отверженного, самого погибшего человека; видеть ужасное и находить в нем свет; не считать нелепое негармоничным; и, главное, никого и ничего не осуждать, а всему сочувствовать — так умел только Марков.

У Димы Маркова, как и у Платонова, есть свой космос, и этот космос не холодный, не безвоздушный, не безразличный. Он сожалеющий и нежный. Седьмое небо. Кривизна, кособокость, безнадежное несовершенство пространства, жизни, людей отзывались в искусстве Маркова одним чувством — любовью. В этом его неотразимый секрет, его волшебство.
Ирина Меглинская, Авдотья Смирнова
В пространстве инстаграма* биография Дмитрия Маркова — фотографа, ставшего объективом времени, — укладывается в какие-то неполные десять лет, ничтожно мало по сравнению с творческим путем большинства авторов прошлого. Инстаграм пришел в Россию в 2010 году; 2012 — регистрация аккаунта Маркова; 2013 — работа с известным визионером современной фотографии, издателем онлайн-журнала Burn Дэвидом Харви. После этого Дмитрий включился в процесс, казавшийся поначалу игрой: раз инстаграм — новое цифровое пространство, пусть та фотография, которая там появляется, будет сделана инструментом, который в него интегрирован, и пусть между съемкой и публикацией не проходит больше двадцати четырех часов. Марков очень быстро отдал предпочтение инстаграмному квадрату композиции и развитию в айфонографии [принципиальный выбор съемки с помощью этого инструмента]: встал на свой путь самурая. 2015 – Марков участвует в промо-проекте компании Apple (и его айфонограммы наряду с работами других четырнадцати авторов со всего света стали билбордами и ростовыми лайтбоксами на улицах крупнейших мегаполисов мира — с этого момента не запомнить, не знать Маркова было уже невозможно); 2018–2019 — выставки в рамках Paris Photo о Франции, персональные экспозиции в Генуе и Нью-Йорке. А потом шатдаун пандемии и начало новой эры в 2022 году. В эту новую эпоху фотограф не выдержал давления сгущающейся атмосферы.

Выйти за пределы банальности (трюизма построения) квадрата было под силу немногим художникам во все времена. В триединстве изобразительной пластики — линия-пятно-колорит — Марков оказался уникален (и не только в выборе сюжетов и их интерпретации, о чем говорили многие). Дмитрий был выдающимся колористом цветной фотографии. Розовый, оттенки серого и голубого, глубокий «совецкий» зеленый — эти цвета эпохи и места Марков научился применять как маркеры, обозначающие геолокацию сюжетов.

В жизни и фотографии Маркова знаки и символы как будто сами собирались в рифмы и перекликались то сквозь время, то связывая отдаленные друг от друга пространства. И первая его бумажная книга 2017 года называлась просто «#черновик». Написанный набело, с той степенью откровенности и точности, чтобы стать изданным. Первая посмертная выставка Дмитрия Маркова называется «Седьмое небо». Настоящее, невиданное, как Китеж-град или заповедная Россия Маркова — взаправдашняя.
Ирина Чмырева,
кандидат искусствоведения, историк фотографии,
член Международной ассоциации искусствоведов (AICA)
*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России.
Made on
Tilda