27 июля — 12 августа 2018
Пограничное состояние
Работы непрофессиональных художников,
переданные Пермской галерее фондом «Новая коллекция»
Информация о личности художника всегда важна для понимания его работ, однако в случае с непрофессиональным (и, в частности, наивным и аутсайдерским) искусством этот простой принцип доведён до предела. Личность и персональная история здесь выходит на передний план, а отдельные произведения и даже пласты творческого наследия зачастую и вовсе перестают существовать вне её контекста.

Фонд Надежды и Андрея Агишевых «Новая коллекция», который на протяжении уже 13 лет плодотворно сотрудничает с Пермской государственной художественной галереей, передал ей в дар часть своей коллекции. Мы выбрали четырнадцать авторов из Перми и Пермского края, работы которых оказались в нашем распоряжении, чтобы передать в Галерею часть творческого наследия каждого из них.
передача не картин и скульптур, но историй
Дарение картин и объектов искусства — практика общепринятая и, в целом, даже обыденная. Но в нашем случае работы художников служат лишь средством. Целью же является передача не картин и скульптур, но историй. Для большинства авторов (по крайней мере, для тех, кто до сих пор не был обласкан вниманием серьёзных художественных институций) этот акт дарения оборачивается своеобразной инициацией — на мгновение всё становится возможно и позволено, и новые художники, с которыми Музей советского наива успел сродниться за прошедшие годы, выходят в новые сферы — и, по нашему глубокому убеждению, выходят в них по праву. В этот магический момент каждый из участников процесса становится нарушителем границ. Так, граница между высоким искусством и наивной самодеятельностью рябит и расплывается, художники по воле дарителей вторгаются в неизведанное культурное пространство, а зрителю предлагается в очередной раз выйти за рамки собственного восприятия. Впрочем, на поверку любая из этих границ оказывается такой же зыбкой, как та, что разделяет здоровье и помешательство —и если даже эта граница для некоторых художников-аутсайдеров принципиально неопределима, то что уж говорить об остальных.
Попытки упаковать всех представленных здесь художников в рамки некой единой концепции, разглядеть за ними какую угодно общность, обречены оставаться утопией. Благо, это тот редкий случай, когда известная философская догма не работает, и целое не становится больше, чем сумма его частей. Напротив, пытаясь обобщить накопленный массив историй, мы сделали бы каждую из них беднее, чем она есть в своей абсолютной самодостаточности. Мы здесь выступаем как практики — даже не полевые исследователи, за плечами которых всё равно есть чёткая методика, а «чёрные археологи», полагающиеся на случай и интуицию. Ведь среди участников этого каталога не так уж много художников, которые уже были известны и признаны в арт-сообществе, когда Музей советского наива только начинал свою деятельность. Многих из них он заново открыл для города, а не менее трети до встречи с ним и вовсе никак не фигурировали в публичном поле.

Иван Козлов и коллектив Музея советского наива
Хрупкое искусство
о миссии Музея советского наива
Николай Серебренников — собиратель коллекции Пермской художественной галереи — действовал в логике, не свойственной историческому моменту. Он вычленил из повседневного обихода, отделил от предметов обычного быта и культа совокупность объектов, художественное значение которых сегодня трудно переоценить.
Серебренников понимал, что риск утраты этого наследия очень велик. Ему удалось найти аргументы для обоснования включения предметов культа в коллекцию нового советского художественного музея, и сегодня коллекция деревянной скульптуры является самой ценной частью музейного собрания.
Частные коллекционеры выполняют такую же задачу: выделить из общего контекста, оформить те или иные произведения (а в некоторых случаях и целые явления художественной жизни), ввести их в культурный оборот и в конечном итоге — сохранить. Это довольно сложный процесс, в котором задействовано много факторов и взаимных влияний: не всегда можно точно понять, в какой степени коллекционеры влияют на художников, а художники формируют концепции для формирования коллекций. Самодеятельное искусство и творчество художников-самоучек достаточно давно стало предметом исследования искусствоведов. Но долгое время такое искусство не включалось в состав собраний государственных российских музеев. Это очень хрупкое искусство, его контуры не очерчены должным образом, а само оно очень зависимо от внешней среды: зачастую художники, осознанно или подсознательно, начинают культивировать собственный метод или попадают под влияние традиционного искусства, конкретных галеристов и коллекционеров.
Поэтому в процессе взаимодействия с авторами очень важно не разрушить этот уникальный мир. Профессионалы воспринимают нашествие «непрофессионального искусства» как вызов. Кураторы музеев и больших выставочных проектов всё чаще включают работы наивного искусства и искусства аутсайдеров в свои проекты, старясь разорвать связь искусства и рынка. Сложно вписывать наших авторов в традиционные терминологические рамки. За словом «аутсайдер» закрепился негативный шлейф, а отсутствие профессионального образования вряд ли можно назвать системообразующим признаком. Те исследования, которые помогут описать это явление полно и последовательно, ещё только предстоит провести.
Идея собирать непрофессиональное искусство принадлежит моему мужу — Андрею Агишеву. Именно он проявил волю к такому коллекционированию, и именно вокруг его идеи сформировалась та команда, которая на протяжении нескольких лет работала в этом направлении. Сам он говорит, что на него произвели впечатление честность и открытость такого искусства — так и родился Музей советского наива. Мы с Андреем вдохновлялись масштабом деятельности коллекционера Евгения Ройзмана, который собрал огромную коллекцию регионального непрофессионального искусства и передал ее Музею изобразительных искусств Екатеринбурга, консультировались с исследователями: искусствоведами Анной Суворовой (ведущий научный сотрудник Музея современного искусства PERMM, кандидат искусствоведения) и Ниной Васильевной Казариновой (завотделом отечественного искусства, ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры Российской Федерации). Большой вклад в наше общее дело внесла Татьяна Синицына (хранитель Музея советского наива), которая самостоятельно открыла несколько новых имен, постоянно взаимодействует с художниками и трепетно хранит их работы. Также я хочу поблагодарить журналиста Ивана Козлова, интерес которого к маргинальным субкультурам на протяжении последних трёх лет позволял создавать тексты и публикации, в которых были зафиксированы истории жизни художников.
В процессе формирования нашей коллекции мы осознали важность каждой истории и каждой художественной судьбы, поняли, как важно для авторов попасть в поле зрения пусть частного, но музея. Сегодня в коллекции Музея советского наива более 1000 работ 25 авторов из самых разных городов. Но сейчас, в рамках этого каталога, для нас важен именно региональный аспект, поэтому здесь мы представляем только ту часть коллекции, которая связана с нашим городом и краем. Для нескольких авторов, включённых в каталог, эта публикация станет первой в их художественной биографии.
Отдельно я хочу поблагодарить коллектив Пермской художественной галереи и её руководителей: Юлию Борисовну Тавризян и Надежду Владимировну Беляеву за согласие принять в дар эти работы. Некоторые из них дополнят существующие собрания таких известных авторов, как Мансур Закиров и Рудольф Тюрин. Но в числе работ, выбранных нами, есть и произведения тех авторов, которые впервые окажутся в коллекции крупного художественного музея. Со стороны Галереи сам факт принятия этого дара — неоценимый жест поддержки всех пермских коллекционеров и наших прекрасных художников.
Надежда Агишева
Анатолий Краев, «Скоро снег», 2017, фрагмент
Ватман, гуашь, 46×62
Открывая миры
«Новая коллекция» и Пермская галерея
Порядка ста работ четырнадцати непрофессиональных пермских художников — это крупный вклад фонда «Новая коллекция», созданного Надеждой и Андреем Агишевыми в 2004 году, в собрание Пермской художественной галереи. Ценность вклада состоит для нас в том, что эта однородная, цельная, тематическая коллекция восполняет одну из лакун всего собрания Галереи. Ведь в развитии русской культуры наивное искусство часто было источником вдохновения. Особенно ярко это проявилось в творчестве художников русского авангарда — Гончаровой, Ларионова, Кончаловского и других мастеров. У этого дара есть предыстория. В 2012 году впервые в нашей практике совместно с фондом «Новая коллекция» была организована выставка-публикация наивного искусства на основе коллекции Пермской галереи с каталогом «И тебе откроется мир», объединившая разные исторические эпохи и художественные направления: от иконы, лубка, произведений художников начала XX века — до наивного искусства сегодняшнего времени. Еще ранее, в области этих же интересов, были яркие совместные проекты, в числе которых масштабная реставрация комплекса «Христос в темнице» XVIII века из села Пашия. После реставрации стало очевидно, что этот комплекс — шедевр русского искусства. Впервые он предстал перед зрителями во всем великолепии на выставке-публикации одного памятника, а затем вошел в постоянную экспозицию. Это стало большим событием для всех: и для сотрудников галереи, и для самих попечителей искусства Агишевых, и для широкого круга зрителей. Отреставрированный памятник вызвал всплеск интереса к собранию деревянной скульптуры и первому её исследователю Николаю Серебренникову, сумевшему еще в 1928 году впервые в России издать каталог деревянной скульптуры. Надежда Агишева предложила его переиздать. И мы вместе с большим энтузиазмом осуществили дополненное переиздание каталога.
Большая, серьезная работа, осмысление роли и места наивного искусства привели к созданию Фондом собственной коллекции на эту тему, а в 2012 году — и к созданию Музея советского наива.
Надежда и Андрей Агишевы начали сотрудничать с Галереей еще до учреждения фонда. Наша совместная история насчитывает без малого два десятилетия. Сотрудничество ведется в разных направлениях: искусство ХХ века (классическое и авангард), искусство художников — земляков ХIХ века, наивное искусство и деревянная скульптура, имеющие общие корни, просветительская и издательская работа, пополнение коллекции, а также проектная деятельность по созданию подходов к концепции новой Пермской галереи.
Ярким событием, имевшим большое значение для развития той и другой институции, стала выставка-публикация «Кудымкор — локомотив будущего» о творчестве нашего земляка, одного из первых «красных художников» П.И. Субботина-Пермяка. Приглашенный куратор — ведущий российский критик Екатерина Деготь — предложила новый, дерзкий план экспонирования, открытия выставки и продвижения творчества художника, которое не раз было представлено в галерее, изучено и описано в книгах и фильмах. Работа в новом формате стала интересной и полезной для строительства дальнейших экспозиций, решения задач интерпретации коллекции в диалоге со зрителем. Выставка вместе с каталогом впоследствии вышла на российский уровень, став участником Московской биеннале. Успешный показ на этом форуме искусства способствовал появлению новых профессиональных контактов и связей. В дальнейшем Фонд установил
взаимодействие с Индустриальной биеннале в Екатеринбурге, стал одним из попечителей Московских биеннале, расширив сферу влияния не только на художественную жизнь Перми, но и других регионов страны.
История отношений фонда «Новая коллекция» и Пермской галереи — это история новой жизни классической коллекции, совместных поисков её нового прочтения, изучения, представления зрителю, понимания роли музея в современном мире. Это уважительное и требовательное отношение к материалу и способам его интерпретации. Это интереснейшая работа: наши совместные «Музейные университеты», которые всегда открыты для тех, кто вошел в эти двери, кто готов дарить радость знакомства с искусством другим.
Деятельность фонда «Новая коллекция» постоянно расширяется: рождаются проекты с театрами, музеями, культурными институциями других городов. Сегодня его создатели развивают новую интереснейшую креативную площадку — «Центр городской культуры», работающую в разных творческих направлениях, в том числе и в сфере гражданских инициатив.
Фонд «Новая коллекция» — один из первых в стране региональных частных фондов, который занимается сохранением, продвижением и развитием культурного наследия и который доказал не только серьезность своих намерений, но и реализовал новые направления в развитии современной культуры.
Надежда Беляева, Президент Пермской художественной галереи, Заслуженный работник культуры РФ
Анна Аборкина, «Школа №77 выпуск 1974 г., класс «А». Аллегория», 2008, фрагмент
Картон, акпил, 30×45
Аборкина Анна Владимировна
(1957 г.р.)
Отец Анны Аборкиной, известный пермский журналист Владимир Иванович Аборкин, очень хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Собственно, не было никаких внятных причин поступить иначе, поскольку и положение отца, и собственный талант к написанию текстов могли бы обеспечить ей карьеру в журналистике. Но вопросы карьеры Анну никогда особо не интересовали. Иное дело — живопись, которой она занималась с раннего детства (притом, что учиться принципиально отказалась, «ни капли не желала рисовать щук и девушек в сарафанах»). Тогда же, в детстве, состоялась и её первая выставка — отец украсил картинами маленькой Анны стены Дома Журналиста.

Следующие пятьдесят лет Анна не выставлялась вообще. Её выставочная карьера началась совсем недавно — за последние пару лет у Аборкиной было целых тринадцать небольших персональных выставок, первая из которых, по иронии судьбы, также состоялась в Доме Журналиста.
Российские царствующие императрицы: 1. Екатерина I Алексеевна (1725-1727); 2. Анна Иоанновна (1730-1740); 3. Анна Леопольдовна, мать правительница при малолетнем императоре Иаонне VI Антоновиче ( 1740-1761). 2010
Акрил, гуашь, картон. 46х97
Череда выставок, правда, не принесла Анне ни особой известности, ни дохода. «Я всегда дарила, — говорит она по этому поводу. — У меня не прочерчена линия материальности. Хотя если бы я умела торговать картинами, если бы я нашла какого-то агента хотя бы… Но нет. Не дано, понимаете?»
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
ДВП, акрил. 79х45
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Картон, акрил. 40х30
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
ДВП, акрил, гуашь. 122х119
Павлин. 2016
Павлин. 2016
Двери, акрил. 200х80
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Картон, акрил, гуашь. 60х50
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
ДВП, акрил. 79х45
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Картон, акрил. 40х30
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
ДВП, акрил, гуашь. 122х119
Павлин. 2016
Павлин. 2016
Двери, акрил. 200х80
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Картон, акрил, гуашь. 60х50
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
Автопортрет с мертвой птичкой. 2008
ДВП, акрил. 79х45
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Портрет балерины Тамары Карсавиной. 2009
Картон, акрил. 40х30
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
Семья бывшего императора Николая II в Тобольске. 2015
ДВП, акрил, гуашь. 122х119
Павлин. 2016
Павлин. 2016
Двери, акрил. 200х80
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Портрет моих родителей Нины Дмитриевны и Владимира Ивановича Аборкиных в первый год их совместной жизни. Ашхабад, 1995 год. 2010
Картон, акрил, гуашь. 60х50
Всю жизнь Аборкина работала очень плодотворно — количество её картин и рисунков исчисляется не то сотнями, не то тысячами, а сами они хранятся в десятках городов и почти на всех континентах. Рисовала она при этом на чём придётся — большинство картин выполнено на обычном коробочном картоне.

Свой сегодняшний быт Анна описывает с присущим ей здоровым цинизмом. «Повеселилась, а теперь попривыкну», — говорит она, цитируя героя одной из пьес Беккета. Творчество всегда было для неё отдушиной во время многих жизненных неурядиц, одной из которых стала серьёзная болезнь.
Портрет ОТМА — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия (дочери Николая II). Расстреляны большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. 2013
ДВП, акрил, гуашь. 30х60
Анна открещивается от «наива», считая себя просто художником, однако к этому определению уже привыкла — просит только не называть её «самодеятельным» живописцем, питая к этому ярлыку особое отвращение. Возмущает её и устоявшееся отношение к наивному искусству:

— Говорят, что наивное искусство — «взгляд детскими глазами». Но это не детские глаза. Это взгляд человека, который много пожил, много страдал и радовался, и который в данный момент живёт в сером мире болезни. И за счёт живописи, красок, цвета и сочетания цветов я себе создаю другой мир. Я живу на два мира. Когда я пишу картину, я полностью погружаюсь туда. Никакого «детского взгляда» нет. Это штамп, это неправда. У меня взгляд совершенно не детский.
Джоконда. 2011
Джоконда. 2011
Картон, гуашь, акрил. 60х50
Уральская голгофа семьи Романовых. 2015
Уральская голгофа семьи Романовых. 2015
ДВП, акрил, гуашь. 123х224
Портрет Сергея Павловича Дягилева Chatelet Granoe saison de Paris Ballet Russe. 2010
Портрет Сергея Павловича Дягилева Chatelet Granoe saison de Paris Ballet Russe. 2010
Картон, акрил, гуашь. 60х50
Портрет Сергея Павловича Дягилева в цилиндре. 2010
Портрет Сергея Павловича Дягилева в цилиндре. 2010
Картон, акрил, гуашь. 60х50
Бартова Вера Федоровна
(1948–2000 гг)
Подобно большинству участников этого каталога, Вера Бартова не получила художественного образования. Однако ей удалось сделать искусство не только своим призванием, но и работой: долгое время она работала художником-оформителем в разных городских учреждениях.

Вера Бартова ушла из жизни в 2000 году. Нельзя сказать, что за прошедшие 18 лет она оказалась забыта, но всё же, если сравнивать её с другими самодеятельными художниками, включёнными в это издание, то она, пожалуй, является самой загадочной фигурой из всех. В открытых источниках существует критически малое количество публикаций, посвящённых творчеству Бартовой, а те, что есть, в основном принадлежат одному человеку — искусствоведу Анне Суворовой, которой мы и обязаны тем, что сегодня располагаем довольно подробной информацией о творческой биографии художницы.
Анна. 1996
Холст, масло. 71х50
В одной из статей, посвящённых пермскому андеграунду, Анна Суворова пишет о ней: «В произведениях Бартовой можно уловить влияния Модильяни, Пикассо, любимого ею Ван Гога. Так же, как и Рудольф Тюрин, Бартова сознательно и, более того, программно использовала эти стилистические установки, выбирая языки искусства наиболее соответствующие тематике и замыслу. Позже в этих заимствованиях становится меньше мажорных оттенков, уже к середине 1980-х „наивные" стилизации исчезают. Степенью освоения законов композиции, колорита, основ рисунка Бартова примыкает скорее к профессиональному сообществу художников. Однако по формальным характеристикам Вера не могла претендовать на вступление в Союз художников. Бартова оперировала более поэтизированным, „надсобытийным" кругом образов. Присутствие в её произведениях контекстуальных перекрестков образов картины с современными событиями — скорее исключение, мир ее произведений скорее интеллектуален и „внутреннен". Круг образов произведений Веры Бартовой в этих характеристиках приближается скорее к искусству „левого крыла" МОСХа: размышления человека, стоящего на пороге рая, групповой портрет-история семьи, крах гармонии природного и человеческого начал, выбор судьбы и покаяние — это темы произведений Бартовой. В этом „самодеятельная" художница Вера Бартова неожиданно входит в профессиональное „поле" отечественного искусства».
Каток. 1977
Картон, масло. 75х55
Суворова также подчёркивает, что, наряду с Рудольфом Тюриным, Вера Бартова была одним из самых мощных самодеятельных художников конца семидесятых. Кроме того, она активно участвовала в художественной жизни тех времён, и её творческая биография насчитывает не менее десятка крупных смотров и выставок, в числе которых выставка работ самодеятельных художников и мастеров прикладного искусства Прикамья, Всесоюзный смотр самодеятельного художественного творчества в РСФСР, посвященный 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великой октябрьской социалистической революции, и многие другие.

Сегодня большое количество работ Веры Бартовой утрачено, но всё же часть её творческого наследия сохранена в музеях и частных коллекциях.
Пусть всегда будет мир. 1980
Холст, масло. 80х120
Горланова Нина Викторовна
(1947 г.р.)
Всероссийскую известность Нине Горлановой принесли не столько картины (хотя и они тоже), сколько писательская деятельность. Прозу она пишет с 1978 года, и на сегодняшний день свет увидели более двух десятков её книг, изданных в разных городах и странах. «Роман воспитания», написанный в соавторстве с мужем Вячеславом Букуром, входил в шорт-лист российской Букеровской премии. Кроме того, Нина Викторовна удостоена более десятка других премий и наград.

В своём эссе для журнала «Квадрига Аполлона» кандидат филологических наук Анна Сидякина пишет о Нине Горлановой проникновенно и исчерпывающе: «По её имени окликают и узнают Пермь уж тридцать с лишним лет — именно столько длится известность Горлановой как лучшего пермского писателя в современной русской литературе. 15 томов прозы, пьес, эссе — столько, по её подсчетам, написано ею с мужем-соавтором Вячеславом Букуром за годы совместной жизни. О ней — тоже немало: сотни откликов во всевозможных толстых журналах и сетевых сообществах, литературоведческие диссертации, статьи, документальный фильм, показанный по каналу „Культура“ и т. д. Хотя, на самом деле, это капля в море, ничтожно малая плата за долю — ну, в общем-то, да, бессмертия, которую каждый получает, попав в горлановский космос. А в нём, как известно, — вся Пермь (так, очень ёмко и точно называется быть может лучшая книга Нины Викторовны, когда-то изданная фондом „Юрятин“). Пермь для неё — судьба, любовь, город, дети, их дети, друзья, учителя, поэты, гении, ну ещё стукачи, конечно (куда без них — излюбленная тема 80-х), соседи-алкоголики, маньяки-библиофилы, Модильяни, Ван Гог, Ахматова, овощи с огорода, Бродский в виде ангела…»
Лев, исполненный очей. 2010-е
Картон, акрил. 39х51
Свою «долю бессмертия» получают и многие из тех, кто соприкасается с Ниной Горлановой непосредственно: общую для наивных художников привычку раздаривать свои картины она возвела в абсолют, и практически каждый человек и каждая институция, которые когда-либо имели дело с Ниной Викторовной, стали счастливыми обладателями её картин.
Иоанн Креститель. 1990-е
Иоанн Креститель. 1990-е
ДВП, акрил. 45х35
Богородица. 1993
Богородица. 1993
Картон, масло. 30х24
Богородица. 2000-е
Богородица. 2000-е
Картон, акрил. 50х40
Иоанн Креститель. 1990-е
Иоанн Креститель. 1990-е
ДВП, акрил. 45х35
Богородица. 1993
Богородица. 1993
Картон, масло. 30х24
Богородица. 2000-е
Богородица. 2000-е
Картон, акрил. 50х40
Живописью Горланова занимается с 1993 года — за это время она создала сотни, если не тысячи, полотен (хотя именно полотнами многие из них назвать трудно — в качестве холстов Горланова использует практически любые поверхности, которые попадаются под руку). Сама художница пишет о своём творчестве так: «В 1993 году я окунула палец в масляную краску и сочинила первую картинку. С тех пор пишу маслом, темперой, гуашью (всем) на холсте, картоне, ДВП, оргалите, фанере, досках каждый день, запоем, — иногда по 40 картин в день». Чаще всего Нина Викторовна изображает библейские сюжеты и мифологических персонажей, а ещё животных, птиц и цветы.
Пикассо с фингалом. 2014
Пикассо с фингалом. 2014
Картон, акрил. 50х35
Цветы в синей вазе. 2010-е
Цветы в синей вазе. 2010-е
Картон, акрил. 47х31
Букет. 2000-е
Букет. 2000-е
Бумага, акрил. 30х23
Птица Сирин. 2013
Птица Сирин. 2013
Холст на картоне, акрил. 60х40
Анна Каренина. 2010-е
Анна Каренина. 2010-е
Картон, акрил. 50х35
Пикассо с фингалом. 2014
Пикассо с фингалом. 2014
Картон, акрил. 50х35
Цветы в синей вазе. 2010-е
Цветы в синей вазе. 2010-е
Картон, акрил. 47х31
Букет. 2000-е
Букет. 2000-е
Бумага, акрил. 30х23
Птица Сирин. 2013
Птица Сирин. 2013
Холст на картоне, акрил. 60х40
Анна Каренина. 2010-е
Анна Каренина. 2010-е
Картон, акрил. 50х35
Пикассо с фингалом. 2014
Пикассо с фингалом. 2014
Картон, акрил. 50х35
Цветы в синей вазе. 2010-е
Цветы в синей вазе. 2010-е
Картон, акрил. 47х31
Букет. 2000-е
Букет. 2000-е
Бумага, акрил. 30х23
Птица Сирин. 2013
Птица Сирин. 2013
Холст на картоне, акрил. 60х40
Анна Каренина. 2010-е
Анна Каренина. 2010-е
Картон, акрил. 50х35
Сегодня Нина Горланова не только пишет картины сама, но и раз в несколько недель проводит занятие с маленькими пациентами пермского детского онкогематологического центра. Недавно, перед очередным таким занятием, психолог фонда «Берегиня» Эльвина Иванова рассказала в фейсбуке: «Я каждый раз накануне звоню Нине Викторовне, чтобы узнать как дела и состоится ли встреча. Позвонила и в прошлый раз. И услышала: „Элечка, ты знаешь, я так счастлива. Прошлое занятие было такое чудесное — мне счастья хватило на два дня! Обычно хватает на один. Они так писали! А один, ты же помнишь, написал целых восемь картин!". И как всегда добавила: „За что мне это — такое счастье?"»
Стеклянная горка. 2013
Бумага, акрил. 28х42
Закиров Мансур Муллаянович
(1968 – 2004 гг)
В юности Мансур Закиров получил травму, после которой начал слепнуть. В фильме «Свидание
с темнотой», снятом Валерием Якушевым, он подобно рассказывает об этом происшествии:

— Я нырял в бассейне «Чайка», и когда вынырнул, заметил, что у меня полглаза видит, а полглаза нет. Я думаю — какая-то галлюцинация. Не обратил на это внимание и пошёл домой. А утром встал — глаз совсем не видит. Побежал в больницу. Врачи сказали — отслоение сетчатки.

Врачи предупредили Мансура, что рано или поздно ему суждено ослепнуть полностью. Закирову
сделали операцию, после которой он около месяца мог видеть только белый свет, но постепенно глаз пришёл в норму — этот период послеоперационного восстановления Мансур называет «своим вторым рождением».

К моменту, когда зрение вернулось к нему, Закиров уже почти свыкся с мыслью, что это ненадолго:

— Глаз видит — значит, надо работать. Мои друзья, сверстники — ну что, молодость, 23 года — думали, гулять надо, пиво пить. А я сидел с утра до вечера и красил. Потому что знал, что рано или поздно у меня случится беда. Не в том плане, что я себя прогнозировал на своё поражение, а знал, что рано или поздно это всё равно произойдёт, и торопился жить.

До полной потери зрения Мансур успел сделать очень многое. Он окончил художественно-графическое отделение Пермского Педагогического училища, преподавал в народной художественной студии и два года руководил ею — в тот период его интересовала в основном традиционная классическая живопись.

В 1995 году Мансур Закиров ослеп окончательно и навсегда. По совпадению, примерно в тот же период у него состоялась персональная выставка — к моменту вернисажа он уже ничего не видел.

— Мне, кстати, кое-кто из пермских художников, относительно известных, говорил: «Как же ты теперь будешь творить? Всё! Ты же ничего не сможешь делать», — вспоминает Мансур в фильме Якушева. — А я зубы сжал, ничего не стал отвечать, про себя только сказал: «Подождите, время покажет, я всё равно поднимусь, всё равно буду творить».
Катание красного коня. Забор. 2004
Катание красного коня. Забор. 2004
Резьба-роспись. 70х70х2
Синекура. Забор. 2007
Синекура. Забор. 2007
Резьба-роспись. 70х70х2
Когда котик хочет. Забор. 2003
Когда котик хочет. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Катание красного коня. Забор. 2004
Катание красного коня. Забор. 2004
Резьба-роспись. 70х70х2
Синекура. Забор. 2007
Синекура. Забор. 2007
Резьба-роспись. 70х70х2
Когда котик хочет. Забор. 2003
Когда котик хочет. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Катание красного коня. Забор. 2004
Катание красного коня. Забор. 2004
Резьба-роспись. 70х70х2
Синекура. Забор. 2007
Синекура. Забор. 2007
Резьба-роспись. 70х70х2
Когда котик хочет. Забор. 2003
Когда котик хочет. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Ку-ка-ре-ку. Забор. 2003
Резьба-роспись. 70х70х2
Мансур оказался прав. Именно «Заборы» — вырезанные из дерева сюжетные композиции, яркие, смешные и стильные — были созданы уже после полной потери зрения и стали визитной карточкой художника. В создании «Заборов» Мансуру активно помогала жена Ольга, которая раскрашивала барельефы и наносила на них надписи под диктовку. А в начале нулевых Мансур снова вернулся к живописи и стал рисовать цветы и птиц. Ему удалось поучаствовать в четырёх десятках выставок по всей России (в том числе в совместном проекте с музыкантом Александром Ф. Скляром, который был другом Мансура и навещал его в Перми).
Взгляд. 2000-е
Резьба, роспись. 20х50х2
Мансур Закиров скончался в 2004 году после тяжёлой болезни, но к этому моменту он уже испол-
нил свою мечту, став признанным художником, известным далеко за пределами Перми. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Московском музее современного искусства, Центральном музее Всероссийского общества слепых и многих других коллекциях и собраниях.
Владимир Жириновский. 1994
Владимир Жириновский. 1994
Холст, масло. 86х66
Взгляд в замочную скважину. 1991
Взгляд в замочную скважину. 1991
Холст, масло. 85х142
Розовые цветы. 2000-е
Розовые цветы. 2000-е
Холст, масло. 75х50
Красные цветы. 2000-е
Красные цветы. 2000-е
Холст, масло. 75х50
Желтая птица. 2000-е
Желтая птица. 2000-е
Картон, масло. 38х30
Краев Анатолий Георгиевич
(1956 г.р.)
Пермяк Анатолий Краев не особенно известен как художник: рисованием он занимается меньше пяти лет и за это время ни разу не выставлялся, а своих работ почти никому не показывал. И напрасно — за эти годы у него оформилось очень любопытное портфолио. Но Краев интересен не только как живописец: свою квартиру на Нагорном он превратил в самостоятельное произведение искусства сродни тотальной инсталляции.

В последние годы его главным хобби стало исследование окраинных помоек на предмет артефактов, ценностей и просто интересных вещей. Всё, что ему удаётся найти (а это действительно целые горы предметов — в первую очередь куклы, статуэтки, часы и посуда), Краев забирает с собой и превращает в детали интерьера, так что в его доме уже не видно ни стен, ни пола, ни потолка. В этом странном месте они и живут вдвоём: он и его любимая собака по кличке Карри.
Вспомнить всё. 2017
Вспомнить всё. 2017
Ватман, гуашь. 70х50
Как снег господь. 2016
Как снег господь. 2016
Ватман, гуашь.47х62
Пасха. 2016
Пасха. 2016
Ватман, гуашь. 38х29
Кружевница. 2017
Кружевница. 2017
Ватман, гуашь.62х47
Рябинка и березка. 2016
Рябинка и березка. 2016
Ватман, гуашь. 62х47
Цветы в вазе. 2017
Цветы в вазе. 2017
Ватман, гуашь. 40х29
Собирать свою коллекцию Краев стал сразу после школы, в которой он окончил только семь классов. В те времена он занимался преимущественно тем, что обменивал книги на деньги и выпивку, и так прожил до самой перестройки. От армии его уберегла мама, которая работала в психиатрической лечебнице, и, по воспоминаниям Краева, сажала его туда в моменты жизненных необходимостей. Угроза армейской службы была как раз таким случаем. «В армию мне было никак нельзя, — вспоминает Краев, — я такой человек, что не умею защищаться от внешнего мира». И здесь он, кажется, прав, поскольку мир оказывался враждебен к нему и во все последующие годы. Квартиру на Нагорном, в которой он жил, у него всё время пытались отобрать какие-то бандиты, и однажды после очередного выхода с «Банной горы» Анатолию оказалось просто некуда идти:

— Я тогда понял, что выхода у меня нету в жизни, что я помирать буду — меня парализует, родни нет, никого нет. На меня нахлынул арзамасский ужас. И из-за этого я не спал три года ни минуты. Однажды, на третий год бодрствования, в ноябре, я шёл мимо синагоги: из одного «Букиниста» в другой. И тут началась страшная метель. Я посмотрел на синагогу, почти скрытую за стеной снега, и почему-то подумал — бывает ли снег в Иерусалиме? И увидел объявление на дверях: «Открыта еврейская лавочка». Я туда зашёл, там меня встретил лавочник — какой-то дьячок, или как это по-ихнему? А раньше у меня был брелок: звезда Давида. И он дал мне точно такой же брелок со звездой. А потом он спросил: «Вы еврей?». Я сказал: «По-моему, все люди евреи, ведь Бог сначала создал евреев». Я вышел из синагоги, но пошёл уже почему-то не в «Букинист»: меня на автомате понесло в Дом художника, и я купил себе там коробку гуаши.
Ангел со сломанным крылом. 2016
Ангел со сломанным крылом. 2016
Ватман, гуашь. 68х43
Тополя на Нагорном. 2016
Тополя на Нагорном. 2016
Картон (лист календаря), гуашь. 59х42
Автопортрет Стихи Пригова. 2016
Автопортрет Стихи Пригова. 2016
Ватман, гуашь.47х62
После этого почти религиозного откровения Краев и стал заниматься живописью, в чём его активно поддержали друзья и знакомые: в первую очередь, художник Михаил Павлюкевич. Свой наивный и детский стиль Анатолий выбрал совершенно сознательно — в разговорах об этом он апеллирует к ранним тетрадям Ван Гога, которые были исполнены в нарочито детском стиле, поскольку Ван Гог тогда рисовал для дочки друга.

— Я когда начал думать о себе, я понял, что я не ошибался только в детстве, — признаётся Анатолий, — Ни в каких детских мыслях о жизни я не разочаровался. А всё, что было потом, каждые пять лет приходилось кардинально менять. Как Аверченко говорил: «Я бы только детей людьми называл, а взрослые все мерзавцы».
Давайте перекрасим все дома на Компросе! Или не надо. 2017
Ватман, гуашь. 62х87
Крест (Старцев) Кирилл Андреевич
(1990 г.р.)
«Доширак». «Блейзер». Диван. Крысы. Приставка. Баттлфилд. Вонь арбуза. Если попросить друзей Кирилла Креста ответить на вопрос о том, с чем он у них ассоциируется — именно таким будет один из ответов. Правда, он мало что скажет о личности художника — по большому счёту, это просто ряд никак не связанных между собой понятий и торговых марок. Молодому пермскому художнику Кириллу Кресту вообще свойственна фрагментарность и парадоксальные сочетания — он умудряется быть безответственным раздолбаем и чутким надёжным другом, активным участником художественных тусовок и геймером-социофобом. Это же справедливо и для его творчества — одни считают его несостоятельным художником, а другие сравнивают с легендарным Жаном-Мишелем Баския.

— Мы с Кириллом знакомы с тех времен, когда в Перми активно развивалась хип-хоп культура, — вспоминает друг Креста, художник Алексей Илькаев, — мы тренировались и танцевали вместе в 2007—2009 годах примерно, но потом Кирилла реже стало видно, он играл в Battlefield. Но однажды мы снова ворвались в его жизнь. Году в 2012-м мы отвисали у него дома, а он как обычно рубил в Батлу, и мы нарисовали у него на стене двух зайчиков — таких безобидных, ну как в детских садах рисуют. Квартира была родительская, и родителям это не понравилось, поэтому Кирилл съехал оттуда в скором времени.
Илькаев терминатор. 2016
Бумага, акрил, маркер. 29х31
Чувствуя ответственность за эти события, Илькаев стал часто приглашать Креста на тусовки и в мастерскую — совместно работать над картинами. Кирилл постепенно включился в процесс, и вскоре в ныне закрытой независимой галерее «Дом Грузчика» состоялась его первая выставка — Алексей стал её куратором, а также помог с холстами и красками. Затем были и другие выставки — друзья из окружения Кирилла всячески помогали ему выйти на городской уровень, и в конце 2016 года Крест с несколькими работами попал на выставку в музей PERMM.
Maddonna. 2016
Maddonna. 2016
Холст, акрил. 39х40
Шприцмэн. 2016
Шприцмэн. 2016
Холст, акрил. 43х37
Майкл Джексон покупает BMW. 2016
Майкл Джексон покупает BMW. 2016
Холст, акрил. 150х150
Всё окружение Кирилла в один голос прочит ему большое будущее и чуть ли не всемирную известность. Амбиции у него для этого вполне соразмерные: одну из своих картин, созданных в 2015 году, Крест мечтает продать за миллион долларов. При этом художественная карьера для него вряд ли является самоцелью. В одном из интервью он вообще рассказывал, что рисовать стал только тогда, когда у него отключили интернет — нужно же было чем-то заниматься.

Создатель «Дома грузчика», Алексей Щигалев, вспоминает о своём первом знакомстве с Кириллом:

— Впервые мы увидели его, когда он пришёл, снял одежду, а потом резко убежал. Мама его обратно привела, одела и увела домой. Он в одной рубашке оставался, а на улице был мороз. Непонятно, почему он убежал.

Дружба и сотрудничество с Кириллом Крестом может быть не самым простым испытанием. Впрочем, в случае с настоящими художниками, чуждыми понятий формальной цеховой этики, — это обычное дело. А особенно с теми, кто находится в непростых отношениях с реальностью как таковой. На эту особенность Креста обращает внимание художница Елена Рэмбо: «Каждый раз при виде Кири мне хочется помочь ему. Но не из жалости, а из ясного понимания того, что нам всем нужен такой человек. Никто так мягко и весело не выпадает из реальности, как он. Сначала я думала, что он какой-то странный тип и даже сумасшедший. Оказалось, что Кирилл на редкость добрый и верный друг. А я еще он много всего чувствует. Существует по каким-то космическим законам, которые дают ему много бонусов в жизни».

Примерно об этом же, только ещё более прямолинейно, говорит и художник Эдвард фон Бенкендорф:

— Крест живёт как святой человек, как Иисус. Он как Жан-Мишель Баския, только с «Блейзером» вместо героина.
Гагарин. 2016
Гагарин. 2016
Холст, акрил. 100х120
Ники Минаж в Перми. 2017
Ники Минаж в Перми. 2017
Холст, акрил. 80х60
Джокер. 2016
Джокер. 2016
Холст, акрил. 65х43
Великолепное воскресенье. 2016
Великолепное воскресенье. 2016
Холст, акрил. 80х204
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Ватман, гуашь. 61х43
Гагарин. 2016
Гагарин. 2016
Холст, акрил. 100х120
Ники Минаж в Перми. 2017
Ники Минаж в Перми. 2017
Холст, акрил. 80х60
Джокер. 2016
Джокер. 2016
Холст, акрил. 65х43
Великолепное воскресенье. 2016
Великолепное воскресенье. 2016
Холст, акрил. 80х204
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Ватман, гуашь. 61х43
Гагарин. 2016
Гагарин. 2016
Холст, акрил. 100х120
Ники Минаж в Перми. 2017
Ники Минаж в Перми. 2017
Холст, акрил. 80х60
Джокер. 2016
Джокер. 2016
Холст, акрил. 65х43
Великолепное воскресенье. 2016
Великолепное воскресенье. 2016
Холст, акрил. 80х204
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Мария на пляже (Дочь Ври Демидовой). 2016
Ватман, гуашь. 61х43
Лиханов Александр Сергеевич
(1982 г.р.)
Возможно, мы бы никогда ничего не узнали о Саше Лиханове (или, во всяком случае, узнали бы гораздо позднее), если бы не канал НТВ. Но нам повезло — в 2012 году Саша включил НТВ и увидел там передачу «Школа Злословия», а в ней — Марата Гельмана. Послушав Гельмана, признав в нём «пацана» и заодно узнав про существование в Перми музея современного искусства PERMM, Саша понял (точнее, получил это понимание в форме откровения во сне), что именно этому человеку он должен передать в дар свои деревянные скульптуры, на создание которых его незадолго до этого вдохновил явившийся Христос.

Весенним днём 2013 года Лиханов вломился в фойе музея PERMM, перепугав сотрудниц — выглядел он диковато, а с собой привёз вырезанный из дерева грузовичок «Урал», тяжеленную деревянную руку, сжимающую железный трос, и камень с надписью «По вере твоей будет тебе». В кузове грузовичка обнаружилась брошюра в чёрной обложке: «Другой закон. Книга ученика школы правды Александра Лиханова». Брошюра объёмом в сорок страниц состояла из сотен маленьких заповедей. «Кому-то интересно взорвать ядерный реактор в один миг и по всей стране всемирная паутина интернета», «Серёжа Зверев, тебя бог любит, чё ты творишь, блин», «Группа Бутырка от духа свята» — всё это перемежалось со вполне серьёзными и здравыми мыслями, а иногда — с мрачными и загадочными репликами. Завершал книгу лозунг «Бог не для лохов» и приписанный от руки тезис «Служить Богу — это такая игра. Сначала над тобой смеются, а потом становятся п********и». Приписка была снабжена телефоном автора.
Христос Воскресе. 2013
Христос Воскресе. 2013
Дерево, резьба, роспись
Колесо «Человек». 2013
Колесо «Человек». 2013
Дерево, резьба, роспись.
Икона «Бога Мать». 2013
Икона «Бога Мать». 2013
Дерево, резьба, роспись
Христос Воскресе. 2013
Христос Воскресе. 2013
Дерево, резьба, роспись
Колесо «Человек». 2013
Колесо «Человек». 2013
Дерево, резьба, роспись.
Икона «Бога Мать». 2013
Икона «Бога Мать». 2013
Дерево, резьба, роспись
Христос Воскресе. 2013
Христос Воскресе. 2013
Дерево, резьба, роспись
Колесо «Человек». 2013
Колесо «Человек». 2013
Дерево, резьба, роспись.
Икона «Бога Мать». 2013
Икона «Бога Мать». 2013
Дерево, резьба, роспись
Саша Лиханов живёт в Карагае, в ветхом деревянном доме вместе с родственниками. Он не любит говорить о своём прошлом, как бы отрекаясь от собственной биографии — всё, что было до знакомства с Христом, для него перестало существовать. На вид ему не больше тридцати, это молодой парень с добрыми глазами. По татуировкам и специфическому жаргону ясно, что какую-то часть жизни Саша провёл в тюрьме. Единственное, о чём он упоминает — о том, что когда-то сидел «на системе», был героиновым наркоманом, но вера помогла ему справиться с этим.

Его духовная жизнь — непрерывная борьба со злом. Саша знает, когда на Землю придёт Антихрист и Антибог, а когда вернётся Христос, точнее, он уже здесь, но никому кроме Саши пока не открылся. Иногда к Лиханову приходит Дьявол и искушает его песней группы «Корни» со словами «а моя любовь живёт на двадцать пятом этаже», намекая на тлетворную энергию 25-го кадра.

— Дьявол — это система, — говорит Саша, — Тоталитарная система. Превосходство одной религии над другой — от дьявола. И от его проводников, типа Аль-Каиды.
Феи (трехчастная). 2014
Феи (трехчастная). 2014
Дерево, резьба, роспись
Скорпион с сигаретой и книгой. 2013
Скорпион с сигаретой и книгой. 2013
Дерево, резьба, роспись
Для понимания того, что сегодня представляет собой Лиханов, очень важно последнее снятое им видео (в 2013 году Саша увлёкся постановочными видеосъёмками). Видео называется «Не вдохновляй себя сам», и в нём преобладает не карнавальная иррациональность, а спокойные и светлые начала — по сути, это добрая христианская притча, экранизированная с артистизмом и иронией — качествами, редкими для многих условно «нормальных» людей.

Пару лет назад Саша расклеивал в Карагае объявления о поиске единомышленников. Под его номером телефона на клочке бумаги было написано: «Наказываю зло. Свободное Открытое Общество Неограниченной Ответственности „Тёмный сил"». Охотников наказывать зло в Карагае нашлось немного, зато обнаружилось много охотников наказать Сашу — просто за его странности. В лучшем случае его немногочисленные объявления срывают, в худшем — звонят по указанным телефонам с оскорблениями или пытаются отыскать автора. В Карагае Лиханову постоянно угрожали и пытались обидеть из-за его необыкновенной веры. В 2012 году Сашу убивали.

— Меня тут однажды порезали, ножом в бок. Столкнулись с одним, а как разговор о вере зашёл, он меня за мою веру и порезал. Я в больнице лежал много.

К нему в больницу приходили следователи: уговаривали написать заявление и указать на нападавшего. Саша его прекрасно знал, но рассказывать следователям о нём не согласился:

— Я его простил. Пишу ведь, что надо прощать всех. И это такое мне было испытание.

Сегодня Саша вновь лежит в больнице, но уже в психиатрической. В 2015 году он вступил в конфликт со своими внутренними голосами и не смог перенести отлучения от собственного Бога. Никто не знает, когда Лиханова выпишут. За последние три года он уже несколько раз возвращался к родственникам, несколько месяцев вёл социальную жизнь, но с подачи своих домашних снова возвращался в лечебницу: своей веры он за всё это время так и не утратил.
Триптих «Счастливого пути». 2013
Триптих «Счастливого пути». 2013
Дерево, резьба, роспись
Икона «Договор». 2014
Икона «Договор». 2014
Дерево, резьба, роспись
Колесо «Дьявол, распиленный бензопилой». 2013
Колесо «Дьявол, распиленный бензопилой». 2013
Дерево, резьба, роспись
Другой закон. Книга ученика школы правды Александра Лиханова
Другой закон. Книга ученика школы правды Александра Лиханова
Люцифер и Антихрист против бульдозера любви. 2013
Люцифер и Антихрист против бульдозера любви. 2013
Дерево, резьба, роспись
Продолжение следует
Страница находится в процессе наполнения, информация по остальным художникам скоро будет добавлена
Анатолий Краев, «Если не будете как дети, то не попадете в царство небесное», 2016, фрагмент
Бумага, акрил, 63×48
Made on
Tilda