23 июня — 5 августа 2017
Неуловимый авангард
Архивные фотографии, документы, чертежи первых пермских конструктивистских зданий показывают, как пермский архитектурный авангард менял городское пространство и бытовые практики жителей рабочего поселка Мотовилихи
Перми повезло. В эпоху повышенного интереса к советскому культурному наследию город может предложить уникальные образцы авангардной архитектуры. Один лишь тот факт, что в их создании участвовали архитекторы из немецкого Bauhaus, вносит пермский авангард в список общемирового культурного наследия. Не все города, заявившие себя «столицами конструктивизма», могут похвастать такими именами. Но особенность раннесоветского архитектурного авангарда еще и в том, что в каждом городе он свой — спроектированный под задачи и заданные властями смыслы этого конкретного города. И тем интереснее его изучать, не выстраивая иерархии предпочтений и оценок.
Когда всё больше городов включается в конкуренцию за статус центра советского авангарда, Пермь ищет язык описания и проводит ревизию сохранившихся объектов. Десятилетиями сооружения 1920−30—х гг. воспринимались как привычный невыразительный фон, а порой и вовсе недостойная сохранения рухлядь. Говорить о них сейчас, придавая статус ценных объектов, — это означает переосмысление не только архитектурной эстетики, но и жизни нескольких поколений людей, взаимодействовавших с этой архитектурой. Видеть и ценить авангард значит помнить опыт этих людей, придумавших и испытавших на себе новую Пермь.
Выставка «Неуловимый авангард» ставит задачей сформировать образ пермского конструктивизма, поймать дух авангардной Перми раннесоветской эпохи. Слишком много пробелов еще остается, повествование часто обрывается, Перми еще предстоит проделать большую работу, чтобы решительно войти в число центров советского авангарда. Такой же идеей были захвачены архитекторы второй половины 1920-х годов.

Выставка стала результатом полугодовой экспедиционной работы группы независимых исследователей из Екатеринбурга в партнерстве с Пермским краеведческим музеем, Пермской художественной галереей, Государственным архивом Пермского края, Пермским государственным архивом социально-политической истории, Краснокамским краеведческим музеем и экспертами в области краеведения, истории, архитектуры и городского развития.


Над выставкой работали
Независимая исследовательская группа:
Лариса Пискунова, кандидат философских наук,
Людмила Старостова, кандидат философских наук,
Игорь Янков, кандидат философских наук.

Дизайнеры:
Любовь Дегтева, Дмитрий Мухаметов.
Руководитель проекта:
Дмитрий Москвин, Уральский филиал ГЦСИ-РОСИЗО.
Авангард первой трети ХХ века вторгался во все сферы жизни человека: он внес коррективы в музыку, литературу, живопись, отпечатался в планировке улиц, создал новый подход к соединению функции и формы во внутреннем и внешнем облике домов тогдашних городов. Авангард стал питательной почвой для формирования нового человека — через изменение пространства, подчинение жизни людей задачам стремительной модернизации и индустриализации.
Советский авангард, будучи частью мирового обновленческого потока, проявил себя как художественный и социальный радикализм во всех сферах жизни. Советскому архитектурному авангарду (конструктивизму) была уготована уникальная судьба: его творческая программа на короткий срок — с конца 1920-х до начала 1930-х годов - совпала со стратегией тотального переустройства жизни в рамках раннесоветского модернизационного проекта. В отличие от остального мира, в СССР авангардная архитектура получила шанс для полномасштабной попытки реализации своих принципов, став, по сути, государственным стилем.
Однако формы, методы и цели советской индустриализации быстро разошлись с принципами авангарда: в 1932 г. конструктивизм перестал быть ведущим архитектурным направлением в СССР, а к 1936 году был осужден за формализм. Постепенно он начал забываться и ветшать и почти растворился в городском ландшафте.
Но тело города (планировка улиц и кварталов в соотнесенности их с заводами первых пятилеток; жилые комплексы; отдельные строения) все еще хранит в себе эффект присутствия мощной революционной идеи преобразования жизни через архитектуру.
В Перми конструктивизм – это скорее предмет интереса специалистов и ценителей, о нем еще не принято говорить с придыханием. Однако именно в Перми сегодня происходит перерождение рабочего поселка Мотовилихи по инициативе жителей, а фасады наиболее ярких образцов конструктивизма ремонтируются с учетом ценности этих зданий. Погружение в локальный контекст подтвердило, что пермская история архитектурного авангарда самоценна и заслуживает быть рассказанной без дополнительных сравнений.

Авангард опознан, но не пойман: за признанием эстетики внешнего вида скрываются многочисленные лакуны в описании многолетней истории обживания авангардных комплексов, выявлении документации, описывающей замысел архитекторов и первоначальные проекты; имена ряда архитекторов не вписаны в культурный код города. Пермский авангард еще не обрел своего устойчивого имени, оставаясь частью грандиозного авангардного эксперимента ХХ века.
СОЦГОРОД
Соцгород представлял собой концепцию жилого поселения, строящегося рядом с новым предприятием советской индустрии. Его размеры и численность населения обуславливались производственными потребностями (мощностями) завода.
Завод задавал структуру поселения и расположение зданий, транспортных путей, зеленых и рекреационных зон. Он же поддерживал его жизнь. «Лишнего» населения в соцгороде практически не было. Жилье выдавалось только работникам завода.

В соответствии с принципом рациональности и экономии средств в структуре соцгорода планировалось расчетное количество магазинов, парикмахерских, прачечных, бань, а также школ, спортивных и культурных объектов. Символическим центром соцгорода были площадь (с фонтаном) и клуб (Дворец культуры), в котором сосредотачивалась культурная, спортивная и идеологическая работа.

Структура жилья в соцгороде распределялась по социальному признаку:
- жилище повышенной комфортности (партийно-административное руководство) — 2-5 %
- коммунальное жилище с покомнатно-посемейным заселением — 70-80%
- общежития, бараки, дома-коммуны для одиноких и малосемейных — 15-20%
СОЦГОРОД
Соцгород представлял собой концепцию жилого поселения, строящегося рядом с новым предприятием советской индустрии. Его размеры и численность населения обуславливались производственными потребностями (мощностями) завода.
Завод задавал структуру поселения и расположение зданий, транспортных путей, зеленых и рекреационных зон. Он же поддерживал его жизнь. «Лишнего» населения в соцгороде практически не было. Жилье выдавалось только работникам завода.

В соответствии с принципом рациональности и экономии средств в структуре соцгорода планировалось расчетное количество магазинов, парикмахерских, прачечных, бань, а также школ, спортивных и культурных объектов. Символическим центром соцгорода были площадь (с фонтаном) и клуб (Дворец культуры), в котором сосредотачивалась культурная, спортивная и идеологическая работа.

Структура жилья в соцгороде распределялась по социальному признаку:
- жилище повышенной комфортности (партийно-административное руководство) — 2-5 %
- коммунальное жилище с покомнатно-посемейным заселением — 70-80%
- общежития, бараки, дома-коммуны для одиноких и малосемейных — 15-20%
Генеральный план соцгорода Краснокамска
Арх. И. С. Носов, Э. Н. Ильмаст. Проект не был реализован в связи с открытием запасов нефти прямо в черте города. Квартальная застройка — характерные атрибуты экономного и функционального строительства поселений, ориентированных на обслуживание завода.

Из фондов Краснокамского краеведческого музея
СОЦГОРОД МОТОРНОГО ЗАВОДА
В 1930 году Горсовет принимает решение о начале строительства жилого района возле моторного завода им. Сталина. Проектировщиком района выступил Ленгипрогор в лице проф. С.О. Овсянникова и арх. В. И. Пилявского. Планировка района выстроилась по оси проспекта, до конца 1950-х годов носившего имя Сталина и идущего от завода в сторону Камы. Проспект застраивался от завода к Комсомольской площади (от 1930-х гг. к 1960-м). Эта историческая эпоха отразилась на внешнем облике зданий, симметрично оформляющих проспект с обеих сторон. В начале проспекта четырехэтажные дома имеют скромный декор, в них узнаваемы элементы конструктивистской архитектуры (плоская стена, вертикаль ленточного остекления лестничных клеток), но по мере удаления от завода здания становятся выше и приобретают все более парадный, декоративный вид.

В соцгороде завода им.Сталина реализовались несколько авангардных идей — компактное заселение района сотрудниками завода, равномерное распределение социально-культурной инфраструктуры. Все это оптимизировало жизненно-производственные процессы, создавало новый тип личности коллективиста, подчинившего личные интересы производственным задачам и ритмам.

Сдержанный стиль первых домостроений обязан своим происхождением необходимости в кратчайшие сроки обеспечить жильем и социальной инфраструктурой большие массы людей. Экономичная прагматика была основным лейтмотивом строительного управления завода.

Однако уже во второй половине 1930- х гг. она наталкивается на установку Главархитектуры - обеспечить район развитой сферой обслуживания и сегментировать пространство района по социальному признаку (жилье для рабочих и ИТР).

Авангардная идея решительного и полного преобразования мира средствами архитектуры и пространственного планирования нашла законченное воплощение в районе, который сегодня носит название Тихий Компрос и ассоциируется в воспоминаниях старожилов с образами новизны, комфорта и красоты.
СОЦГОРОД МОТОРНОГО ЗАВОДА
В 1930 году Горсовет принимает решение о начале строительства жилого района возле моторного завода им. Сталина. Проектировщиком района выступил Ленгипрогор в лице проф. С.О. Овсянникова и арх. В. И. Пилявского. Планировка района выстроилась по оси проспекта, до конца 1950-х годов носившего имя Сталина и идущего от завода в сторону Камы. Проспект застраивался от завода к Комсомольской площади (от 1930-х гг. к 1960-м). Эта историческая эпоха отразилась на внешнем облике зданий, симметрично оформляющих проспект с обеих сторон. В начале проспекта четырехэтажные дома имеют скромный декор, в них узнаваемы элементы конструктивистской архитектуры (плоская стена, вертикаль ленточного остекления лестничных клеток), но по мере удаления от завода здания становятся выше и приобретают все более парадный, декоративный вид.

В соцгороде завода им.Сталина реализовались несколько авангардных идей — компактное заселение района сотрудниками завода, равномерное распределение социально-культурной инфраструктуры. Все это оптимизировало жизненно-производственные процессы, создавало новый тип личности коллективиста, подчинившего личные интересы производственным задачам и ритмам.

Сдержанный стиль первых домостроений обязан своим происхождением необходимости в кратчайшие сроки обеспечить жильем и социальной инфраструктурой большие массы людей. Экономичная прагматика была основным лейтмотивом строительного управления завода.

Однако уже во второй половине 1930- х гг. она наталкивается на установку Главархитектуры - обеспечить район развитой сферой обслуживания и сегментировать пространство района по социальному признаку (жилье для рабочих и ИТР).

Авангардная идея решительного и полного преобразования мира средствами архитектуры и пространственного планирования нашла законченное воплощение в районе, который сегодня носит название Тихий Компрос и ассоциируется в воспоминаниях старожилов с образами новизны, комфорта и красоты.
Там-то (в Перми) деревянных еще было полно. А здесь уже каменные дома. Какой-то оазис. Это благодаря заводу конечно. Заводчане.
Из интервью старожила Свердловского района
Между прочим в этих домах каждому жильцу отводилось место в подвале. В подвале, ты что хочешь то и храни. А во дворе еще были деревянные сарайчики, где в основном дрова были.
Из интервью старожила Свердловского района
На пересечении градостроительной и личной истории
Работник Пермского производственного объединения «Мотостроитель» им. Я.М. Свердлова, активист Пермской региональной организации РКРП Альберт Евдокимович Анушенок (1926-2003) вел дневниковые записи с 1942 года. Приехав в г. Молотов в 1942 году и поступив в Ремесленное Училище No1 з-да им.Сталина, он сразу начал фиксировать в своем дневнике волновавшие его события. В его записях неразрывно сплетены производственные и бытовые проблемы, которые приходилось решать еще совсем молодому человеку. Дневники Анушенка прекрасно доказывают, что для людей, работавших на заводе, он был не только началом района, но и держателем ритма жизни и источником благ. Несколько цитат из дневников А.Е.Анушенка, относящиеся к 1940-м годам, доказывают предопределяющую функцию завода как регулятора жизни. Многочисленные фотографии, сделанные Анушенком в 1950-х годах, когда проспект активно застраивался, приобретая свое нынешнее лицо, служат прекрасной иллюстрацией того, чем стал соцгород завода им. Сталина для его жителей – красивым и удобным районом, не покидая который можно было полностью решить бытовые вопросы и удовлетворить потребность в досуге.
На пересечении градостроительной и личной истории
Работник Пермского производственного объединения «Мотостроитель» им. Я.М. Свердлова, активист Пермской региональной организации РКРП Альберт Евдокимович Анушенок (1926-2003) вел дневниковые записи с 1942 года. Приехав в г. Молотов в 1942 году и поступив в Ремесленное Училище No1 з-да им.Сталина, он сразу начал фиксировать в своем дневнике волновавшие его события. В его записях неразрывно сплетены производственные и бытовые проблемы, которые приходилось решать еще совсем молодому человеку. Дневники Анушенка прекрасно доказывают, что для людей, работавших на заводе, он был не только началом района, но и держателем ритма жизни и источником благ. Несколько цитат из дневников А.Е.Анушенка, относящиеся к 1940-м годам, доказывают предопределяющую функцию завода как регулятора жизни. Многочисленные фотографии, сделанные Анушенком в 1950-х годах, когда проспект активно застраивался, приобретая свое нынешнее лицо, служат прекрасной иллюстрацией того, чем стал соцгород завода им. Сталина для его жителей – красивым и удобным районом, не покидая который можно было полностью решить бытовые вопросы и удовлетворить потребность в досуге.
06.01.47 г.
06.01.47 г.
Понедельник
Проснулся сегодня ранее шести часов утра, вышел из дома, загудел Сталинский завод – семь часов..... Дошел пешком, это куда надежнее. В рабочей столовой позавтракал.
29.04.44 г.
29.04.44 г.
Суббота
Ужинаю и за завтрашний день, чтобы не ходить завтра по грязи. На завтра оставляю только один завтрак. На ужин две оладьи и полусладкий чай.
10.05.42 г.
10.05.42 г.
Воскресенье
Выходной день. Была тренировка по бегу, вернее сказать, не тренировка, а выявление, кто быстрее бегает из учащихся с целью участия их в предстоящей эстафете. Это «традиционная» эстафета. Бегали по Сталинскому проспекту от завода и обратно и перед тем как идти в столовую. Это перед ужином и завтраком было. В столовую пускали только тех, кто участвовал в этом мероприятии по записке от военрука.
03.05.42 г.
03.05.42 г.
Воскресенье
«Хитрый» рынок представляет собой толпу, собирающуюся на Сталинском поселке перед заводом утром, в обед и вечером, когда время ужина. Там и происходят все подобного рода обмены, продажа хлеба, других «съедобных» товаров.
Наши искренние благодарности:
информантам за фотографии и воспоминания — Н.Я. Гордееву, Т.Н. Захаровой, Г.М. Котко, Е.Д. Кремлевой, И.М. Шнейдеру,
Пермской художественной галерее и лично Юлии Тавризян и Марине Пугиной,
Пермскому краеведческому музею и лично Раисе Базановой,
Краснокамскому краеведческому музею и лично Татьяне Симакиной,
Государственному архиву Пермского края,
Пермскому государственному архиву социально-политической истории,
а также персонально Андрею Жуковскому, Нелли Зенковой, Александру Киселеву, Ивану Козлову, Анастасии Мальцевой, Татьяне Шкляевой, Галине Янковской
Made on
Tilda