СОЦГОРОД МОТОРНОГО ЗАВОДА В 1930 году Горсовет принимает решение о начале строительства жилого района возле моторного завода им. Сталина. Проектировщиком района выступил Ленгипрогор в лице проф. С.О. Овсянникова и арх. В. И. Пилявского. Планировка района выстроилась по оси проспекта, до конца 1950-х годов носившего имя Сталина и идущего от завода в сторону Камы. Проспект застраивался от завода к Комсомольской площади (от 1930-х гг. к 1960-м). Эта историческая эпоха отразилась на внешнем облике зданий, симметрично оформляющих проспект с обеих сторон. В начале проспекта четырехэтажные дома имеют скромный декор, в них узнаваемы элементы конструктивистской архитектуры (плоская стена, вертикаль ленточного остекления лестничных клеток), но по мере удаления от завода здания становятся выше и приобретают все более парадный, декоративный вид. В соцгороде завода им.Сталина реализовались несколько авангардных идей — компактное заселение района сотрудниками завода, равномерное распределение социально-культурной инфраструктуры. Все это оптимизировало жизненно-производственные процессы, создавало новый тип личности коллективиста, подчинившего личные интересы производственным задачам и ритмам. Сдержанный стиль первых домостроений обязан своим происхождением необходимости в кратчайшие сроки обеспечить жильем и социальной инфраструктурой большие массы людей. Экономичная прагматика была основным лейтмотивом строительного управления завода. Однако уже во второй половине 1930- х гг. она наталкивается на установку Главархитектуры - обеспечить район развитой сферой обслуживания и сегментировать пространство района по социальному признаку (жилье для рабочих и ИТР). Авангардная идея решительного и полного преобразования мира средствами архитектуры и пространственного планирования нашла законченное воплощение в районе, который сегодня носит название Тихий Компрос и ассоциируется в воспоминаниях старожилов с образами новизны, комфорта и красоты. |
На пересечении градостроительной и личной истории Работник Пермского производственного объединения «Мотостроитель» им. Я.М. Свердлова, активист Пермской региональной организации РКРП Альберт Евдокимович Анушенок (1926-2003) вел дневниковые записи с 1942 года. Приехав в г. Молотов в 1942 году и поступив в Ремесленное Училище No1 з-да им.Сталина, он сразу начал фиксировать в своем дневнике волновавшие его события. В его записях неразрывно сплетены производственные и бытовые проблемы, которые приходилось решать еще совсем молодому человеку. Дневники Анушенка прекрасно доказывают, что для людей, работавших на заводе, он был не только началом района, но и держателем ритма жизни и источником благ. Несколько цитат из дневников А.Е.Анушенка, относящиеся к 1940-м годам, доказывают предопределяющую функцию завода как регулятора жизни. Многочисленные фотографии, сделанные Анушенком в 1950-х годах, когда проспект активно застраивался, приобретая свое нынешнее лицо, служат прекрасной иллюстрацией того, чем стал соцгород завода им. Сталина для его жителей – красивым и удобным районом, не покидая который можно было полностью решить бытовые вопросы и удовлетворить потребность в досуге. |