24 августа — 1 октября 2023
способность видеть
Персональная выставка Александра Гельдта
кураторы:
Татьяна Синицына
Никита Гойнов
архитектор:
Никита Гойнов
дизайнер:
Мария Артамонова
автор текста:
Иван Козлов
Зрение можно использовать утилитарно — большинство из нас с рождения наделены этим даром, поэтому нет ничего странного в том, что мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся. Но настоящую ценность предмет, свойство или чувство обретает только тогда, когда не уходит за границы восприятия, а осознаётся нами в полной мере. А через это осознание приходит и понимание ценности жизни как таковой — в этом уверен художник Александр Гельдт.
Зрение в широком смысле — как способность видеть, фиксировать и созерцать — в какой-то степени становится для нас способом упорядочения окружающего хаоса и даже обретения контроля над ним. В этом контексте Александра вдохновляют слова живописца Фрэнсиса Бэкона о том, что хаос рождает образы, но хаос для него — не нагромождение форм, а слияние/растворение и сложная система переплетений.

Работе с хаосом он посвятил не только свои художественные фантазии, но и экспериментальные фотозарисовки. Его фотографические экзерсисы в городском пространстве — это тоже попытка выхватить из окружающего первичного бульона случайно зародившиеся образы, которые воспитывают то самое умение видеть. Это кажется важной художественной миссией: поиск ускользающих форм и концентрация внимания на том, что люди предпочитают не замечать или бессознательно игнорировать.

Такой «процесс проявки» невозможен без созерцания — ещё одного термина, предельно важного для творчества Гельдта. Созерцание — это не данность, не природная способность, а навык, который нужно постоянно развивать, иначе он погибнет без тренировки. Это кропотливый труд, и Александр оттачивает своё мастерство разными способами — в том числе наблюдая за облаками и фиксируя их переменчивую структуру. Проработка поверхностей и объёмов для него лежит в основе эффекта, который должна производить картина.
— То, как трудно перестраивать собственное мышление, во многом отражает иррациональный страх менять окружающую реальность. В моих работах, как мне кажется, сокрыт ужас утери смысла. Многим это знакомо: постепенно и незаметно нечто, имевшее значение, начинает размываться и испаряться. Однако связи никуда не деваются, остаются той самой сложной системой переплетений.
Связи и разрывы — то, что занимает художника в первую очередь. Неуловимые и непроявленные связи между предметами, создающие равновесие и воображаемую гармонию.
— Они могут быть видимыми или подразумеваемыми и указывают на взаимоотношение с другими объектами, а также с краями полотна. Края картины, несмотря на их непреодолимый барьер, могут жестко отрубать плоскость, но при внимательном отношении к ним пространство словно расширяется вовне.
Именно граница холста отделяет поле, подконтрольное художнику. Александр Гельдт рационально использует каждый его миллиметр, поскольку в живописи, по его глубокому убеждению, как и в другом высоком искусстве, не может быть ничего случайного.

Искусство, по его мнению, только тогда может называться искусством, когда служит порталом в другое измерение, помогает иначе взглянуть на вселенную и свое место в ней, а для этого произведение должно всецело овладевать вниманием зрителя. Наверное, это допустимо уподобить иконе: если нельзя выйти за формальные границы, то можно уйти «вглубь», представив видимое не как объект, но как портал туда, где смысловое и образное пространство предельно насыщенно.

Именно этого эффекта мы хотим добиться посредством устройства экспозиции: она представляет собой не типичное выставочное пространство, а инженерный оптический прибор, призванный фокусировать зрительское внимание. Путь от частностей и рядовых проявлений хаоса к общей гармоничной картине не бывает простым, а иногда он и вовсе невозможен без совместной работы — в данном случае, без слаженной работы художника, архитектора, пространства и самого зрителя. Последнему предлагается совершить шаг от зрения к созерцанию, которое, по замыслу Гельдта, и превращает объект искусства в портал.
Открытие выставки. Фото — Елена Бахур.
Схема выставки
1 — Серия эскизов и фотографий художника


2 — Первая воздушная дозаправка самолёта 27 июня 1923 года

2018
бумага, тушь, акрил
430×330


3 — Ползущий хаос

2014
бумага, масляный карандаш
297×210


4 — Делитель

2015–2023
бумага, акрил
1200×1200


5 — Делитель, эскиз

2023
бумага, акрил
416×286
6 — Тревожное предчувствие

2016–2023
бумага, тушь, акрил
585×585


7 — Разрывающий Землю


2020–2023
бумага, акрил
420×420


8 — Фрагменты становятся планетами

2012–2023
бумага, тушь, акрил
620×420


9 — Затишье

2016–2023
бумага, акрил
700×500


10 — Стратиграфия потерянной души

2019
ДВП, акрил
320×955
11 — Негатив

2023
бумага, акрил
860×613


12 — Превращение плоти в сон

2023
бумага, тушь, акрил
860×613


13 — Звуковая депривация

2016–2023
бумага, тушь, акварель, акрил
700×500


14 — Противник

2019–2023
бумага, акрил
420×420


15 — Меланхолия
Дань уважения Дюреру

2019
холст, акрил
902×600

Made on
Tilda