4 мая — 4 июня 2023
Девяностые детей
Выставка — высказывание художников о времени своего детства. Родившиеся в 1980—1990-е годы, художники взрослели в эпоху важных для нашей страны политических и социальных трансформаций.
Над выставкой работали:
Идея — Марина Соколовская
Кураторы — Марина Соколовская, Светлана Усольцева, Илья Шипиловских
Организатор на площадке — Татьяна Синицына

Команда проекта благодарит за помощь в подготовке выставки Надежду Агишеву, Андрея Аликина, Богдана Блаженова, Викторию Бондареву, Сергея Жарова, Анастасию Мартынову, Дамира Ханифуллина

Жизнь ребёнка обычно ограничена миром семьи и дома. В 1990-е менялись игры, практики воспитания и материальная среда. Игры в резиночку, в ножички, в «дзюбу» — на старте эпохи. Потом появились «Монополия», Барби, тамагочи, видео- и компьютерные игры. «Алёнка» уступала место «Сникерсу», рейтузы — лосинам, кино про Штирлица — мексиканским сериалам. В декорациях еще советских квартир разворачивалась другая жизнь — с яркими вещами, новыми вкусами и совсем не советскими детскими играми.

Вместе с тем, дети столкнулись и с «большой историей». Политические свободы 1990-х привели к деидеологизации детства в России, рыночные отношения — к формированию в стране новой индустрии детства. Частью детского опыта были социальное неравенство, война, беспризорность.
В 1991 году мне исполнилось 10 лет – достаточно, чтобы все десятилетие быть пытливым свидетелем новой эпохи. Весной в московской школе меня не приняли в пионеры, обещали осенью на Красной площади. В сентябре я пришла в новую школу в Самаре, там вместо пионеров были бойскауты с синими галстуками. Кабельное телевидение, цены в долларах, сникерсы в киосках, дискуссии на уроках истории – за пару лет мир вещей и отношений резко изменился.

Я ребенок двух эпох. Октябренок, я читала книжечку Бонч-Бруевича о Ленине, выстояла с родителями зимой очередь в Мавзолей, видела очередь в первый «Макдоналдс» и первые матрешки с политиками на Арбате, смотрела сериал «Богатые тоже плачут» (снятый до моего рождения, он обещал бывшим советским людям какое-то другое будущее), помню, как во дворе дети пели «Союз нерушимый лежит под машиной и кушает кашу за родину нашу» и боялись и черной «Волги», и ходячей кофты. Я смотрела «Спокойной ночи, малыши» и про Чипа, и Дейла и «Черный плащ». Мое детство пришлось на перестройку и девяностые – я шла из одной эпохи в другую.

В 1990-е помню себя замкнутой и одинокой, хотя встречала хороших людей и друзей, умудрилась не встретить ни одного наркомана, но идя из школы домой в темноте, боялась нападения, потому что телевидение создавало картины опасной жизни.

Мое детство было не похоже на детство моих родителей. Мне интересно оглядываться назад и осмыслять ход времени в моей жизни: один из главных уроков той эпохи для меня – сложные концепции мироустройства интереснее и продуктивнее простых идеологических схем, а странные ситуации станут увлекательными анекдотами, если сохраняешь веру в себя и людей.
Марина Соколовская, автор идеи и куратор выставки «Девяностые детей»
Открытие выставки. Фото — Елена Бахур.
Выставка предлагает осмыслить опыт взросления в девяностые. Каким это время увидели дети? Каким его запомнили, когда стали взрослыми? Произведения пятнадцати российских художников создают фрагментарные и лишённые ностальгии образы эпохи и жизни в ту эпоху. Эти образы созданы из воспоминаний и рассказов об отношениях в семье, о переживаниях ребёнка, о страхах и радостях, о первом социальном опыте и о попытках понять, чем взросление в девяностые отличается от детства до и после — об опыте поколения.

Одно из произведений на выставке — графическая постановка пьесы Дамира Ханифуллина, победителя конкурса «Зачем я это помню» 2021 года.

Оглядываясь назад, мы думаем о том, как опыт взросления в девяностые влияет на наши решения сейчас, — может ли поколение, выросшее в девяностые, найти опоры и уроки в той эпохе, чтобы создавать будущее сейчас?
На выставке представлены работы художников:
Параллельная программа
04.05
04.05
Открытие выставки
16.05
16.05
Воспоминания о 90-х на больших и малых экранах
Паблик-ток с кинокритиком Григорием Наговицыным о том, как российские кино и сериалы XXI века рассказывали о последнем десятилетии XX.
18.05
18.05
Открытое интервью с основателем первой пермской независимой телекомпании «ВЕТТА» Владиславом Косолаповым
Первая утренняя передача «СТЭК» вышла в эфир 10 июня 1991 года. Год спустя была зарегистрировано «Восточно-европейское телевизионное и телеграфное агентство» (ВЕТТА). Все пермские школьники вставали пораньше, чтобы не пропустить «Утренний вестник», когда показывали отрывки из «Черепашек-ниндзя»,«Звёздных войн» и других культовых, но тогда не доступных, фильмов и мультиков.
Фотодокументация граффити Славы PTRK
Подборка книг от «Пиотровского»
Фрагмент инсталляции Анастасии Богомоловой
Made on
Tilda